Линки доступности

Россия использует туризм как оружие против Грузии


Запрет прямых рейсов между странами уже нанес ощутимый ущерб грузинской экономике

ТБИЛИСИ – Похоже, Россия решила применить против Грузии один из самых мощных видов оружия в своем арсенале – туризм.

Москва запретила прямые перелеты между Россией и Грузией после серии протестов в Грузии против российской оккупации двух ее регионов.

Москва также призывает российских граждан вернуться из Грузии. Это решение призвано нанести ущерб грузинской экономике, которая сильно зависит от туризма.

С 1983 года в грузинских горах высится Арка дружбы народов, воспевающая связи между Грузией и Россией.

Сегодня, спустя 11 лет после российско-грузинской войны 2008 года, сюда приезжают российские туристы, вопреки распоряжениям своего президента Владимира Путина, который рекомендует гражданам покинуть страну из-за угроз безопасности.

Однако здесь, в горах, никто из российских туристов проблем не отмечает.

«Нам ни разу не было страшно, – заявил Изат, турист из России. – Никто не говорил, что нам здесь не рады. Все нас радушно принимают».

Александр, другой турист из России, разделил это мнение.

«Все идеально. Никаких проблем. Люди очень милые», – сказал он.

Президент Путин отменил прямые рейсы между Россией и Грузией в ответ на протесты, которые с прошлого месяца идут в грузинской столице. Этот шаг уже нанес ущерб грузинской экономике.

«Некоторые мои друзья не поехали, – отметил турист из России по имени Артем. – Они решили провести отпуск где-то еще. На них повлияли СМИ. Не все умеют проводить различие между политикой и обычными людьми».

«Я считаю, что эти меры несправедливы, – сказал Марат, другой турист из России. – Здесь все в порядке. Нам рады. Многие хотят и дальше сюда ездить».

По приблизительным оценкам, российский запрет уже обошелся Грузии в 400 миллионов долларов.

Некоторые аналитики отмечают, что это демонстрирует необходимость диверсифицировать грузинскую экономику.

«Экономическое развитие, основанное на туризме, – серьезная ошибка грузинской политической элиты, – подчеркнул Владимир Папава, бывший министр экономики Грузии. – Главная проблема грузинской экономики в том, что нам нужно развивать реальный сектор экономики».

Некоторые компании уже ощутили на себе экономический удар Кремля.

В этом отеле среди виноградников на востоке страны, несмотря на жару, никто не плавает в бассейне, а номера пустуют. Этот бизнес столкнулся с еще одной угрозой Москвы: запретом на импорт грузинского вина. Эту меру Россия применяет каждый раз, как ссорится с южным соседом.

«Мы экспортируем вино в Россию, Украину, Польшу, Германию, Латвию, – отметила винодел Елена Чакнашвили. – Самый большой экспорт – в Россию, но, к сожалению, даже если не будет эмбарго, мы больше не экспортируем туда по политическим соображениям».

Запрет на ввоз грузинского вина в Россию создал и новые возможности.

«Это не новая история для Грузии, – заметил Папава. – Россия уже закрывала свой рынок для грузинских вин в 2006 году, и Грузии удалось выжить. Не только выжить, но и производить гораздо более качественное вино и найти новые рынки. Теперь грузинское вино можно встретить в самых разных странах – в Европе, Китае, Японии, США».

Сегодня экономика Грузии в значительной степени зависит от ее северного соседа, чьи войска занимают 20 процентов грузинской территории.

Парадоксальным образом, та же рука, что кормит туризм и другие секторы грузинской экономики, является и самой большой угрозой для страны.

XS
SM
MD
LG