Линки доступности

В российском «стоп-листе» – украинские НПО


Санкциям могут быть подвергнуты международные объединения украинцев и правозащитная миссия в Крыму

КИЕВ – Совет Федерации России принял обращение к Генеральному прокурору Юрию Чайке, министру иностранных дел Сергею Лаврову, министру юстиции Александру Коновалову, в котором выражается необходимость «определения дополнительных мер по противодействию антироссийской активности иностранных или международных неправительственных организаций».

В обращении российских сенаторов речь идет «об известных своей антироссийской ангажированностью иностранных или международных неправительственных организациях с целью возможного распространения на них норм российского законодательства о признании нежелательной их деятельности», сообщает Интернет-сайт Совета Федерации 8 июля.

Главной составляющей так называемого «патриотического стоп-листа» стали двенадцать международных организаций, которые, по мнению авторов инициативы, оказывают влияние на «гражданское общество в России».

«Мы сталкиваемся сегодня с тем, что гражданское общество в России оказывается под иностранным влиянием. В целях предотвращения подобных ситуаций мы и выступили с такой инициативой», – отметил во время выступления 8 июля председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

Во время обсуждения вопроса о формировании списка двенадцати нежелательных организаций, председатель Комитета СФ по международным делам Константин Косачев отметил, что «этот перечень не окончателен».

«В итоге в числе предложенных – двенадцать организаций, в отношении которых сомнений не возникло ни у кого», – говорится в тексте выступления Константина Косачева.

Российские информационные агентства пишут о том, что в «список двенадцати» на первом этапе помимо американских попали, как минимум, две украинских общественных организации: Всемирный конгресс украинцев, Украинский Всемирный координационный совет, а также – Крымская полевая миссия по правам человека, которая объединяет правозащитников из России, Украины и других постсоветских республик.

Трудно быть украинцем в России

Председатель Украинского Всемирного координационного совета Михаил Ратушный, организации, которую Совет Федерации, по-видимому, подозревает в «антироссийской ангажированности» и внес в «стоп-лист», говорит о том, что Россия и раньше прибегала к ущемлению прав украинцев на своих территориях.

«Два года назад власть России запрещала деятельность Объединения украинцев России, год тому назад российские власти не разрешили зарегистрировать новую федеральную организацию – Украинский конгресс России. Мы понимаем, насколько тяжело украинским активистам оставаться даже украинцами на территории России. С теми, кто проявляет гражданскую позицию, готовы заявить, что Россия незаконно аннексировала Крым и поддерживает сепаратистов в Донбассе, проводятся «собеседования» в органах власти», – говорит Михаил Ратушный Русской службе «Голоса Америки».

Михаил Ратушный рассказывает о том, что Украинский Всемирный координационный совет объединяет украинцев в 42 государствах, и нет оснований сомневаться в его легитимности на территории России.

«Все, что происходит в России в отношении УВКС, однозначно можно назвать проявлением тоталитаризма, ущемлением прав и свобод людей. В России самая большая украинская диаспора в мире – по официальным данным, почти два миллиона, президент России говорит о трех миллионах. Наша деятельность базируется на международных конвенциях, ратифицированных и подписанных Россией в сфере защиты и свобод представителей этнических меньшинств. Запретом деятельности УВКС, фактически, подтверждается нарушение международных обязательств в части соблюдения прав и свобод украинского меньшинства», – отмечает Михаил Ратушный.

Украинцы в России: от Дона до Амура

Украинцы России будут отстаивать свои права законными методами, подчеркивает Михаил Ратушный, однако у него лично есть большие сомнения в том, что «сенат России и представили верховной власти, прислушаются к призывам украинской и европейской общественности».

Глава «Украинского Клуба», политолог Роман Кухарук называет по меньшей мере «странными» попытки российской власти повлиять на деятельность нескольких украинских национальных и международных организаций.

«В России много украинских организаций и украинцев: в Сибири, на Дальнем Востоке, Кубани, в Курской и Белгородской областях. Очень много. И если их вносят в «стоп-лист» и запрещают, например, Всемирный конгресс украинцев, тогда, почему бы не запретить и всех украинцев, как нацию?» – с сарказмом спрашивает Роман Кухарук.

Небезопасный прецедент

Подобный «стоп-лист» можно рассматривать в качестве одной из форм давления на правозащитников и на организации с негосударственной формой управления. Об этом Русской службе «Голоса Америки» рассказывает заместитель председателя Крымской полевой миссии по правам человека (КПМПЧ) Ольга Скрипник. В случае с КПМПЧ, которую также внесли в «стоп-лист», Ольга Скрипник говорит об отсутствии логики со стороны тех, кто хотел бы запретить деятельность этой организации.

«КПМПЧ не имеет юридического статуса, мы не существуем как юридическое лицо, у нас нет статуса организации: это инициатива правозащитников Украины, России иногда к нам присоединяются белорусские правозащитники. У нас нет даже формальных признаков: печатей, положений и счетов. На каком основании к нам могут выдвигаться претензии – сложно сказать. Мы не ведем политическую деятельность: мы собираем информацию о нарушении прав человека в Крыму», – утверждает Ольга Скрипник.

На данном этапе, отмечает Ольга Скрипник, «стоп-лист» – выглядит как декларация российских властей о намерениях в отношении организаций, к которым, впоследствии, могут быть применены юридические санкции.

«Для всех организаций, которые попадают в список нежелательных, предусмотрена очень серьезная ответственность вплоть до уголовной, с лишением свободы от 2 до 6 лет. Если Генпрокуратура и Минюст России внесут нас в список нежелательных организаций, то это повлечет последствия для российских правозащитников, которые сотрудничают с нами», – подчеркивает Ольга Скрипник.

Она говорит о том, что Крым продолжает оставаться закрытым регионом для работы правозащитников.

«Мы являемся той организацией, которая объективно на основе фактов освещала события в сфере прав человека на полуострове. КМППЧ – единственная мониторинговая миссия, работающая в Крыму в сфере мониторинга прав человека», – отмечает Ольга Скрипник.

«Получается, что говорить о правах человека в России, учитывая позицию Совета Федерации, небезопасно», – считает Ольга Скрипник.

XS
SM
MD
LG