Линки доступности

Почему Россия торпедирует резолюции против Сирии?


Совет Безопасности ООН
Совет Безопасности ООН

Москва заблокировала документ, осуждающий бомбардировки мирных кварталов Алеппо

Россия в очередной раз заблокировала резолюцию Совета Безопасности ООН по Сирии, осуждавшую режим Башара Асада за варварские бомбардировки города Алеппо и его окрестностей. Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» эксперты разошлись во мнениях относительно ставшей уже стандартной позиции Москвы.

Напомним, в минувшую среду Россия в стенах Совбеза ООН вновь наложила вето на документ, призванный осудить воздушные удары правительственной армии Сирии по повстанцам и мирному населению.

В подготовленном Великобританией проекте резолюции выражалось возмущение в связи с ударами по городу Алеппо с применением ракет и «бочковых бомб». В ходе продолжающихся с декабря прошлого года бомбардировок погибли по меньшей мере 700 человек, а тысячи – получили ранения.

Ранее Москва уже неоднократно блокировала подобные резолюции.

Почему Россия упорно придерживается стратегии, которая, как полагают комментаторы в зарубежных СМИ, наносит ущерб ее имиджу в глазах мирового сообщества?

Безнаказанность рождает вседозволенность?

Научный сотрудник Института США и Канады, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Александр Шумилин считает, что все объясняется «логикой поведения» Кремля.

«В Москве всегда исходят из стремления во что бы то ни стало быть на стороне Башара Асада, спасать его при любых обстоятельствах, – говорит он. – Этой логике, в том числе, была подчинена и «химическая сделка». Логика ущербная, но она сохраняется».

Причины такого поведения Москвы Шумилин усматривает в том, что он называет уступчивостью Запада и США.

«Их позиция заключается в готовности принять любое объяснение российской стороны и согласиться с ним, чтобы только не осложнять ситуацию. А по сути дела всем уже наплевать на судьбу сирийского народа и Сирии в целом», – считает российский политолог.

Директор Центра анализа ближневосточных конфликтов полагает, что защита Москвы и Пекина морально развратила Башара Асада.

«Он уверен, что ему все сойдет с рук, – дискутирует Шумилин. – Так случилось сразу после того, как Обама отказался от военных ударов по Сирии, и пошли маневры вокруг сирийского химоружия, начались и атаки войск Асада на позиции повстанцев. В итоге дело дошло до ударов по Алеппо. Асад убежден в том, никакого возмездия не последует, чувствуя поддержку России и Китая».

Гибель мирного населения как побочное явление

Противоположную оценку ситуации дает эксперт Центра арабских исследований Института Востоковедения РАН Борис Долгов.

«Проект резолюции, увы, предполагал односторонний подход – осуждение руководства Сирии и его армии за якобы нанесение ударов по мирным жителям, – подчеркивает он. – Но действительность опровергает это. Известно, что в районе Алеппо активно действуют исламистские группировки. Так вот, удары наносились именно по их расположению».

Возможно, что там были потери и среди мирного населения, допускает Долгов.

«Но это как бы побочное явление, – замечает он. – Естественно, что удар наносился по мирным людям, а не по боевикам».

На его взгляд, Россия занимает совершенно адекватную позицию.
«Нельзя осуждать правительственную армию за нанесение ударов по вооруженным, экстремистским группировкам. По-моему, это нонсенс. В Сирии полным ходом идет гражданская война, и, естественно, армия атакует позиции своих противников. Точно так же, как и наоборот. Как тут можно осуждать только одну сторону?» – задается вопросом востоковед.

Что будет с «Женевой-2»?

Между тем развитие событий происходит в свете подготовки к созыву международной конференции «Женева-2», первый раунд которой намечен на 22 января. Представители оппозиции твердо заявили, что непременным условием их участия в конференции будет прекращением боевых действий.

Александр Шумилин полагает, что в данных обстоятельствах блокирование Россией резолюции Совбеза ставит шлагбаум на пути в Женеву для оппонентов Асада.

«Если режим не будет осужден за Алеппо, то даже самые умеренные оппозиционеры, которые готовы были к участию в конференции, не поедут на нее. Хотя бы из-за опасений за собственную жизнь. Иначе они тотчас попадут в «расстрельные списки» радикалов. В этой ситуации садиться за стол переговоров с Асадом не позволительно никому. Соответственно, возможность проведения «Женевы-2» сейчас находится еще под большим вопросом, чем была раньше», – резюмировал он.

Борис Долгов также не высказал большого оптимизма по поводу успешного проведения мирной конференции. Но при этом он привел совершенно иную аргументацию.

«"Женева-2" – это скорее символ того, что все государства, так или иначе участвующие в разрешении сирийского кризиса, согласны: политическое урегулирование необходимо. Но говорить о том, будут ли конкретные результаты у конференции, весьма проблематично. И первое, что этому препятствует, – продолжающиеся военные действия вооруженных группировок против правительственной армии Сирии», – подытожил эксперт.

Комментарий Госдепартамента США

Пресс-секретарь Госдепартамента США Джен Псаки сообщила, что Госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров обсудили в четверг по телефону темы, касающиеся подготовки к мирной конференции по Сирии – в преддверии их личной встречи в понедельник в Париже. По словам Псаки, глава внешнеполитического ведомства США подчеркнул важность обеспечения беспрепятственной доставки гуманитарной помощи сирийским беженцам и проинформировал о дискуссиях с другими заинтересованными странами на тему сирийского конфликта
XS
SM
MD
LG