ВАШИНГТОН – Российские авиаудары в поддержку правительства сирийского президента Башара Асада могут привести к появлению новой волны иностранных бойцов, что укрепит позиции джихадистов в регионе.
Представители американской разведки предупреждали о потенциальных негативных последствиях с тех пор, как в сентябре Москва начала усиливать свое военное присутствие в Сирии. Но после того как Россия перешла к ракетным ударам по целям в Сирии, эти увещевания стали еще более актуальны.
«Несомненно, экстремисты попытаются расширить вербовочную кампанию среди потенциальных иностранных бойцов, пользуясь усилением роли России в Сирии. Это может также активизировать усилия джихадистов как в самой Сирии, так и за ее пределами», – заявил «Голосу Америки» представитель американских спецслужб, занимающийся вопросами борьбы с терроризмом.
Схожие тревоги выражают активисты и бывшие дипломаты, утверждающие, что действия России играют на руку таким группировкам, как «Исламское государство» и «Фронт Нусра», когда она намеренно ставит под удар районы, где проживает мирное население.
«Действия России вполне могут стать катализатором мирового джихада», – заявил Салман Шейх, бывший спецпомощник в ООН, а ныне – основатель и руководитель компании Shaikh Group.
«Возгласы “Аллах Акбар” раздаются в Европе и на ее улицах и даже в США и Юго-Восточной Азии», – говорит он.
Русская православная церковь, возможно, дала джихадистам дополнительный стимул, когда в среду выступила в поддержку воздушных ударов, назвав их «священной борьбой».
Некоторые сирийцы уже смакуют перспективы борьбы с Москвой.
«Многие сирийцы с нетерпением ждут встречи с русскими лицом к лицу и довольно громко говорят об Афганистане и других подобных трясинах, в которых увязали русские», – говорит Шейх.
Вскоре у них может появиться такой шанс.
«Хотя Россия заявляет, что не будет использовать сухопутные войска и ограничит свое вмешательство поддержкой с воздуха, эти обещания вовсе не обязательно останутся неизменными», – говорит эксперт аналитической компании IHS Алекс Кокачов, напоминая, что изначально Россия отрицала использование наземных сил в Крыму и Восточной Украине.
Подобный сценарий тревожит представителей США.
«Многие современные террористические группы уходят корнями в борьбу с бывшим Советским Союзом в Афганистане, – заявил сотрудник антитеррористических служб. – Поэтому будет неудивительно, если ИГИЛ представит усиление российского присутствия, как атаку на свои апокалиптические представления и, опираясь на действия Москвы в Афганистане и Сирии, попытается преодолеть разрыв между разными поколениями джихадистов».
Бывшие дипломаты опасаются, что другие страны, вероятно, также внесут свой вклад в усиление напряженности, поставляя оружие и оказывая денежную и другую поддержку как джихадистам, так и основным оппозиционным группам.
Бассам Барабанди, бывший сирийский дипломат, ставший активистом, в среду связывался со своими контактами в районах, оказавшихся под ударами российской армии.
«Все очень напуганы, – говорит он. – Мы не хотим, чтобы люди вышли на войну с Россией в Сирии. От этого выиграют только экстремисты».