Линки доступности

Дагестан: вооруженные нападения на синагоги, православные храмы и пост ДПС


Улица в Дербенте (архивное фото)
Улица в Дербенте (архивное фото)

Эксперты о причинах и корнях очередного витка терроризма на Кавказе

В Дагестане, в результате вооруженных нападений на синагогу, два православных храма и пост полиции, десятки человек получили ранения, убиты священнослужитель и полицейские.


Пятеро нападавших застрелены и по меньшей мере 15 сотрудников полиции убиты, передает агентство Reuters со ссылкой на главу региона Сергея Меликова.


Об инцидентах сообщили агентства Reuters и France Presse, ссылающиеся на российские информагентства, цитирующие МВД и Национальный антитеррористический комитет РФ.

В сообщении Национального антитеррористического комитета, которое приводит France Press, говорится, что «сегодня вечером в городах Дербент и Махачкала были совершены вооруженные нападения на два православных храма, синагогу и пост ДПС. В результате терактов, по предварительной информации, погибли священник Русской православной церкви и сотрудники милиции».

В сообщениях, которые цитирует Reuters со ссылкой на российские информагентства, говорится, что один сотрудник полиции был убит в результате стрельбы в синагоге в Дербенте, где проживает одна из древнейших еврейских общин на Северном Кавказе. Сообщается и о перестрелке в православной церкви Дербента, признанной одним из культурных памятников, находящихся под защитой ЮНЕСКО.

Еще одна перестрелка имела место в Махачкале. Обстрелян пост ДПС.

Двенадцать человек получили ранения. По сообщениям агентств, уличные бои охватили Махачкалу. Правоохранители в регионе сообщили, что в синагоге и одной из церквей начался пожар. Неофициальный канал в «Телеграме» Mash сообщил, что полиция готовится к штурму здания, в котором засели боевики в Дербенте.

МИД региона, который цитируют российские информагентства, сообщил, что в ходе инцидентов были убиты четыре боевика. Местный чиновник сообщил, что еще один из них был убит во время перестрелки в церкви в Махачкале.

МИД Израиля сообщил, что синагога в Дербенте сожжена дотла, а во второй синагоге в Махачкале шла перестрелка. В заявлении министерства отмечается, что, по всей вероятности, в тот момент в синагоге не было прихожан.

В аэропорту Махачкалы. 30 октября 2024 г. (архивное фото)
В аэропорту Махачкалы. 30 октября 2024 г. (архивное фото)

Напомним, что 29 октября прошлого года в аэропорту Махачкалы произошли массовые беспорядки после прибытия рейса из Израиля. Агрессивно настроенная толпа пыталась найти израильтян и помешать им въехать в Дагестан.

Владимир Путин в то время выразил мнение, что антисемитские беспорядки в Махачкале были «во многом инспирированы с территории Украины через агентуру стран Запада», сообщила тогда «Радио Свобода». В сообщении говорится, что Путин в своем выступлении, которое было показано по телевидению, также обвинил США и другие страны Запада в разжигании конфликта на Ближнем Востоке. Из слов Путина следовало, что Запад будто бы стоял как за нападением ХАМАС на Израиль, так и за ответными действиями Израиля. Каких-либо доказательств причастности Украины или спецслужб Запада к беспорядкам Путин не привел, несколько раз повторив фразу, что всем в мире понятно, что США стоят за всеми мировыми конфликтами, включая войну в Украине и на Ближнем Востоке.

США отвергли заявления Путина в том, что Запад и Украина организовали антиизраильские беспорядки в аэропорту Дагестана, назвав эти обвинения абсурдными.

Координатор Белого дома по коммуникациям в сфере национальной безопасности Джон Кирби назвал вышеуказанные заявления Путина «классической российской риторикой» и подчеркнул, что «Запад не имеет к этому никакого отношения. Это просто ненависть, фанатизм и запугивание в чистом виде».

Украина также отвергла заявления о своей причастности к инциденту в аэропорту.

«Конечно, Украина не имеет никакого отношения к последнему масштабному всплеску ксенофобских настроений на территории Российской Федерации», – подчеркнул советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк.

Комментарий экспертов


Причин трагических событий в Дагестане много, и все они очень серьезные, рассуждает в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» бывший глава Совета правозащитного Центра «Мемориал», ликвидированного по решению российских властей, специалист по Кавказу Александр Черкасов. По его словам, одна из причин состоит в том, что в России «уже давно не называют вещи своими именами».

«Это уже прочно вошло в привычку и просто определяет общий “беспорядок вещей”, – добавил он. – Результатом стал печальный факт: если раньше с контртеррором в Дагестане было относительно хорошо, то сейчас, как мы видим, совсем напротив. Действительно, в республике не было ничего подобного лет 12, начиная с 2012 года, когда смертница взорвала шейха Саида Афанди (вместе с ним погибли еще 6 человек – В.В.). По резонансу та трагедия и нынешняя примерно сопоставимы».

После убийства шейха дагестанское исламистское подполье было практически подавлено, и в регионе установилось почти затишье, напоминает Александр Черкасов: «Так почему всё вернулось на круги своя? Во-первых, сейчас, с точки зрения руководства страны, главное – война в Украине, остальное второстепенно. Ну а силовикам, которые ловят «диверсантов» в Херсонской области и выявляют оппозиционеров в России, некогда заниматься реальными террористами. То есть спецслужбы занимаются не свойственными для них делами».

Кроме того, у событий в Дагестане есть и идеологическая подоплека, продолжил правозащитник: «После терактов в Израиле 7 октября (прошлого года) на Кавказе прошла серия антисемитских нападений. Подожжен еврейский культурный центр в Нальчике, была осада гостиницы в Хасавюрте (Дагестан), где искали “граждан Израиля”, а в Махачкале всё вылилось в походе на местный аэропорт. Там толпа прорвалась в закрытую зону аэропорта в поисках евреев, которых пытались обнаружить даже в турбинах самолетов – это фото полного идиотизма облетело весь мир».

Затем было проведено формальное расследование этих бесчинств, но оно ни к чему не привело, подчеркнул Александр Черкасов. Безнаказанность преступлений и потакательство насилию тогда, безусловно, стало, одной из причин нынешних терактов в Дагестане, резюмировал он.

Между тем президент России Владимир Путин пока не собирается комментировать нападения в Дагестане. Об этом сказал в понедельник его пресс-секретарь Дмитрий Песков. По его словам, еще предстоит выяснить, нет ли прямой связи между этими событиями и воскресной ракетной атакой ВСУ на Севастополь.

Путин в последнее время всегда выжидает, прежде чем публично отреагировать на резонансные события, заметил в комментарии «Голосу Америки» директор Сахаровского центра, историк Сергей Лукашевский. Как ему кажется, это вызвано боязнью президента попасть впросак.

«С другой стороны, здесь есть трусливое, по-моему, желание отодвинуть себя во времени от страшных реалий и не называть вещи своими именами, – уточнил он. – Отсюда его стремление комментировать происходящее уже тогда, когда реакция потрясения спадет на нет. Что до терактов в Дагестане, здесь присутствуют как фундаментальные причины и другие, опосредованные. Фундаментальная причина в том, что Россия уже в течение десятилетий занимается довольно жестоким подавлением всякого проявления нетрадиционного исламского вероисповедания. Это создает питательную почву для появления радикалов».

Пока российский режим имел возможность направлять значительную часть сил на борьбу с терроризмом, то, как известно, терактов, в том числе на Кавказе, было меньше, полагает Сергей Лукашевский: «Сейчас, когда идет война в Украине, и основные ресурсы брошены на нее, возникает если не вакуум, то ослабление давления на исламский радикализм. Практика же жестокого подавления любой нетрадиционной религиозности идет полным ходом и провоцирует возникновение экстремистов, то вот они и выходят на тропу войны».

Плюс в стране банально стало много больше доступного оружия, утверждает правозащитник: «Количество нелегальных стволов после начала войны в Украине заметно увеличилось. Так что в событиях в Дагестане нет абсолютно ничего удивительного, они довольно легко прогнозировались. Естественно, у спецслужб сейчас основная задача связана с интересами режима на оккупированных территориях, внимание на всё остальное – по остаточному принципу. Мы видим пиар-работу, в ходе которой власти успокаивают население. Поэтому вся вина за разные теракты возлагается не на международный терроризм, а на США, Запад и Украину. Но это всё чистая пропаганда. Такими мерами проявления радикализма не погасить».

Поэтому события в Дагестане, безусловно, симптом, и симптом очень печальный, подытожил Сергей Лукашевский.

Форум

XS
SM
MD
LG