Учитывая, что рубль с начала года подешевел к доллару на 18 процентов, а санкции постепенно расшатывают отношения с Западом, вполне можно было бы понять россиян, желающих перевести свои сбережения в какую-нибудь «надежную» иностранную валюту.
И все же пока в стране не наблюдается ни километровых очередей в обменных пунктах, ни панических набегов на магазины, торгующие товарами длительного пользования, в попытке избавиться от обесценивающейся валюты, как это происходило во время финансового кризиса 1998 года, который до сих пор с ужасом вспоминают люди, потерявшие тогда свои сбережения.
Так что же изменилось?
Во-первых, многие обеспеченные россияне уже воспользовались воцарившейся в последние годы относительной финансовой свободой, и позаботились о том, чтобы положить яйца в разные корзины.
Во-вторых, спровоцированный ростом кредитования потребительский бум означает, что у россиян остается меньше ликвидных активов и больше долгов, а в этой ситуации девальвация рубля им только на руку.
Нельзя забывать и о факторе Путина. Мало кто считает, что президент, пришедший к власти в 1999 году и сделавший себе имя благодаря тому, что восстановил благосостояние нации после хаотичной кульминации ельцинского периода, когда рубль упал в цене на 70 процентов, не сумеет защитить страну сейчас.
«В последние годы я держал свои относительно скромные накопления примерно поровну в рублях, долларах и евро, чтобы минимизировать валютные риски, так что не так уж много потерял», – говорит управляющий партнер московской консалтингово-аудиторской компании Сергей Елин. – Большой паники нет. Отчасти потому, что люди понимают: рубль ослабевает по геополитическим причинам».
Центробанк РФ потратил более 40 миллиардов долларов на то, чтобы защитить рубль, с тех пор, как в марте Россия аннексировала Крым, спровоцировав самый острый кризис в отношениях с Западом со времен «холодной войны».
Последовавшие за этим западные санкции отпугнули иностранных инвесторов, еще больше замедлили и без того вялый экономический рост, подстегнули инфляцию и лишили российские компании долларов и евро, которые нужны им для обслуживания долгов в зарубежных банках.
Рекордный минимум
В пятницу на Московской бирже рубль достиг нового рекордного минимума по отношению к доллару, потеряв около 8 процентов только с начала сентября.
При этом российские банки «Сбербанк» и «ВТБ 24» отмечают, что, несмотря на небольшой рост розничного спроса на услуги по обмену валют, в целом уровень спроса несравним с тем, что наблюдалось в марте. «Газпромбанк» сообщает, что спрос на иностранную валюту не превышает обычный уровень.
Данные ЦБ свидетельствуют, что месячный розничный спрос на иностранную валюту в марте вырос до около 14 миллиардов долларов, что вдвое превышает прошлогодний уровень, однако к июлю, вернулся к средней отметке.
«Люди успели привыкнуть к сильным колебаниям обменного курса», – отмечает главный экономист по России и СНГ в ING Банке.
«Кроме того, уровень задолженностей в отношении к доходу вырос почти вдвое даже по сравнению с 2008 годом, а значит, у людей на руках меньше денег, которые они могли бы обменять».
Мировой финансовый кризис 2008-2009 годов вызвал падение курса рубля на 30 процентов. Однако тот факт, что этот спад был намного менее резким, чем в 1998 году, несколько успокоил россиян, убедив их, что не всякая девальвация приравнивается к настоящему кризису.
И если Запад считает Путина главным виновником трений из-за Украины, внутри страны его рейтинг взлетел выше 80 процентов.
«Я довольно спокойно отношусь к ослаблению рубля, мне особенно нечего терять. Это ведь не 1998 год», – говорит 52-летняя Татьяна Либерман, менеджер торгового центра в Екатеринбурге.
«Тогда мы все были напуганы, но потом мы пережили 2008 год, и, кажется, выработали иммунитет, – говорит она. – Путин не даст нам умереть с голода».
И все же есть признаки того, что это доверие не безгранично, а один из факторов, мешающих людям продавать рубли, является их страх перед возможными карательными мерами со стороны правительства.
«У людей не четкого представления, что делать, но они думают, что доллар может быть уже не таким надежным, как раньше. Например, что правительство может ввести ограничения, не позволяющие рядовым гражданам иметь на руках доллары», – говорит главный экономист «Альфа-Банка» в Москве Наталья Орлова.
Свободные колебания
Согласно опубликованному в пятницу опросу фонда «Общественное мнение», 41 процент россиян не понимают, почему в этом году так сильно упал курс рубля, тогда как 39 процентов связывают это с украинским кризисом. При этом 87 процентов респондентов заявили, что хранят свои сбережения в рублях.
По данным Центробанка, ситуация с рублевыми вкладами с января по сентябрь не сильно изменилась, тогда как вклады в иностранных валютах выросли на 13 процентов. Возможно, отчасти это связано с тем, что обеспеченные россияне возвращают свои зарубежные накопления на родину, опасаясь санкций.
Как сообщила газета «Ведомости», спрос на доллары вырос в последнюю неделю, однако в основном это коснулось небольших банков с пунктами обмена валют, где предлагается более дешевый курс.
На данный момент у России есть подушка безопасности в виде золотовалютных резервов на сумму 450 миллиардов долларов, которые можно привлечь для поддержания рубля.
Однако, по словам экономистов, если значительная часть населения действительно начнет переводить сбережения в валюту, это существенно усилит давление на рубль. Со следующего года банки планируют оставить политику вмешательства, когда рубль выйдет за пределы валютного коридора, и позволят валюте свободно колебаться.
Это означает, что волатильность рубля скорее всего усилится, даже несмотря на то, что ЦБ сохранит право вмешаться, чтобы сохранить финансовую стабильность. Однако с учетом того, что розничные цены уже растут из-за западных санкций и российских ответных мер, это может повлечь за собой политические последствия.
«Со следующего года рубль станет более чувствительным к колебаниям цен на нефть и изменениям платежного баланса», – считает Полевой. – Люди могут забеспокоиться. Мы считаем рост инфляции и ослабление курса валюты теми факторами, которые могут вызвать у населения недоверие к нынешнему правительству».