Линки доступности

Россия и «Открытая Россия»


Владимир Кара-Мурза
Владимир Кара-Мурза

Владимир Кара-Мурза: «Нынешнее экономическое состояние – исключительно результат политики Путина».

Общественная организация «Открытая Россия» была учреждена в 2001 году с целью реализации благотворительных, образовательных и просветительских проектов. Председателем правления организации стал Михаил Ходорковский. 17 марта 2006 года Басманный суд Москвы арестовал все счета «Открытой России», и она прекратила свою деятельность. Через девять месяцев после своего освобождения – в марте 2014 года – Михаил Ходорковский объявил о возобновлении работы общественной организации.

Корреспондент «Голоса Америки» встретилась с координатором «Открытой России» Владимиром Кара-Мурзой-младшим, и расспросила его о планах действия организации в ближайшем будущем.

Анна Плотникова: Какие цели ставит перед собой «Открытая Россия», организуя акции в формате телемостов с известными российскими экспертами, ныне проживающими за границей? Согласно данным социологических опросов, подавляющее большинство россиян испытывает «небывалый патриотический подъём», и отрицательно относится ко всему, что исходит из Евросоюза и США.

Владимир Кара-Мурза-мл.: Во-первых, я считаю, что социологические опросы в авторитарном полицейском государстве не имеют никакого смысла. Когда вы сидите в своей квартире, и вам звонит по телефону незнакомый человек, и спрашивает: «Вы за Путина, или против?».

Учитывая историю нашей страны и ту ситуацию, в которой мы все находимся сегодня, многие люди просто считают безопаснее сказать «за» и положить трубку.

Поэтому, мы понимаем, что эти «84 процента» (одобряющие политику Путина, согласно данным соцопросов – А.П.) не имеют никакого отношения к реальности. Я уже не говорю о том, что год за годом идет ежедневная пропаганда, промывание мозгов людям по телевизору. Поэтому я считаю, что правильнее будет судить по другим показателям о реальных настроениях в российском обществе, или, по крайней мере – в активной части российского общества, той, что называется гражданским обществом.

Например, вспомним, что в Москве в прошлом году проходило два Марша мира против политики путинского режима в отношении Украины, против той агрессии, которая там проводится. И оба раза более 50 тысяч человек приняли участие в Маршах мира – и в марте и в сентябре. В сентябре было даже более 60 тысяч, по оценкам журналистов, которые были там.

А когда сторонники Кремля проводят свои митинги за «Новороссию», туда приходят 5-6 тысяч человек. Разница – ровно в 10 раз. Я думаю, по таким вещам судить справедливее. Тем более, что на провластные митинги людей привозят автобусами. Кстати, точно так же во многих регионах привозят людей и на выборы.

И еще, я думаю, что самый точный показатель, это, все-таки, реакция власти. Когда на экспертный круглый стол, например, который мы проводили в Челябинске, приезжают МЧС, полиция, ФСБ, приходят кремлевские «титушки» – «нашисты» и НОДовцы... Когда в Санкт-Петербурге на наше мероприятие 7 декабря тоже приехал ОМОН, стояли автозаки... Когда всеми силами срывают оппозиционные митинги – я вот 30 декабря был на Манежной площади со своими товарищами и единомышленниками, и центр Москвы выглядел просто как оккупационная зона – стояли грузовики, автобусы с ОМОНом…

Если власть реагирует так, то это говорит, прежде всего, о том, что она сама прекрасно понимает, что никаких 84% у нее нет, и что власть боится своего народа, своих граждан.

Теперь, что касается наших целей. Цель «Открытой России» – объединить людей, российских граждан, которые выступают за европейский путь развития нашей страны, за то, чтобы Россия стала современным, правовым, демократическим, успешным государством. Мы считаем, что величие России не в ракетах, не в агрессии, не в нетерпимости, а в процветании граждан, в том, чтобы соблюдались права человека, в том, чтобы законность существовала в нашей стране. Чтобы суды принимали решение не по телефонным звонкам, а по закону, чтобы результаты выборов определяли избиратели, а не фальсификаторы – чиновники. То есть, казалось бы – очевидные вещи, но которых у нас в стране сегодня нет.

Вот уже 15 лет у власти находится нынешний режим, который зачистил, уничтожил все институты демократического государства, но при этом мы знаем, что в нашей стране есть миллионы людей, которые не приемлют этот курс на изоляцию, на бесправие, на диктатуру. В России – миллионы людей, которые хотят видеть нашу страну по-настоящему европейской и современной, правовым государством, и цель «Открытой России», как общественного движения – объединить этих людей, дать им платформу для коммуникации, для связи единомышленников из разных регионов друг с другом, для совместных действий и инициатив на укрепление и поддержку гражданского общества в России.

Господин Грызлов как-то сказал – наверно, это самое знаменитое его высказывание, которое останется в учебниках истории – что парламент в России это не место для дискуссий. Я сейчас очень много езжу по регионам, и вижу, что не только парламент, но и вообще у нас почти совсем не осталось места для честных, профессиональных, независимых дискуссий о ситуации в нашей стране, о проблемах, которые перед ней стоят, о путях выхода из кризиса, и так далее.

Москва и Санкт-Петербург в этом смысле не совсем показательны, а остальные города – даже миллионники – там все это пространство зачищается. И поэтому «Открытая Россия» уже сегодня, даже при нынешнем режиме сохраняет, расширяет и восстанавливает пространство для независимых, профессиональных и честных дискуссий о том, что происходит в нашей стране. И уже сейчас мы организуем и проводим в разных городах и регионах России «круглые столы», дискуссионные форумы, куда люди могут придти, и открыто, честно высказаться о том, что происходит в стране и о путях выхода из этой ситуации.

Это – гражданские лидеры, эксперты, лидеры общественного мнения в своих регионах, активисты, просто неравнодушные граждане. Мы видим огромный интерес и огромный спрос не только в Петербурге и Москве, но и в других городах России – опять же к вопросу о том, что думает общество о ситуации в стране. Люди хотят участвовать в этих мероприятиях. Вот, 7 декабря, когда у нас здесь было прошлое мероприятие, несколько сот человек пришли на телемост с Михаилом Ходорковским. Не все смогли попасть из-за действий властей, как вы знаете. Но мероприятие все равно было проведено. То же самое было в Челябинске – там были десятки людей, но там и город меньше. И на ближайшее мероприятие 25 января в Санкт-Петербурге – телемост с участием Сергея Гуриева – записалось 300 человек, посмотрим, сколько придет.

Формат телемоста мы используем только в том случае, когда человек по объективным причинам не может присутствовать лично, как в случаях с Ходорковским и Гуриевым. А вообще, будут и личные встречи, как это было в Челябинске, когда Дмитрий Орешкин и Вадим Прохоров приехали туда из Москвы. То же самое будет и в других городах, в том числе – в Петербурге, то есть люди смогут вживую общаться с лидерами общественного мнения и экспертами.

А.П.: Вы упомянули Михаила Ходорковского. «Открытая Россия» ассоциируется, прежде всего, с его именем. А настолько сотрудники организации в разных регионах чувствуют себя автономно от своего основателя?

В. К.-М.: При том, что название «Открытая Россия» сохранилось, сейчас это уже совершенно другая организация. Тогда (в первые годы существования – А.П.) это был фонд, который поддерживал просветительские, гражданские, правозащитные проекты в 47 регионах России.

Сейчас «Открытая Россия» – общественное движение, сообщество гражданских активистов, у нас нет начальников и подчиненных, это горизонтальная межрегиональная структура. Но, безусловно, Михаил Борисович Ходорковский – основатель «Открытой России», и он является лидером и авторитетом, для тех, кто нас поддерживает. Но при этом, повторю, у нас – не вождистская структура, а сообщество свободных людей.

Поэтому вся работа «Открытой России» строится не на каких-то формальных структурах, филиалах, а на командах волонтеров, активистов, которая в каждом городе и регионе работают по организации наших мероприятий. В будущем, может быть, они будут участвовать в избирательных кампаниях, будь то в качестве наблюдателей, или как независимые кандидаты, или кандидаты по спискам дружественных нам партий.

А.П.: Какой Вам представляется экономическая ситуация в России? И каковы Ваши рецепты для восстановления российской экономики?

В. К.-М.: То бедственное положение, которое сегодня есть в нашей экономике, в дальнейшем будет только ухудшаться, если брать прогнозы экономистов от Гуриева до Алексашенко.

Эта ситуация вызвана не Обамой, и не Америкой, и ни какими-то действиями извне. Это – прямой результат того гибельного курса на изоляцию, на отставание, на диктатуру, на бесправие, который проводит нынешний режим. Кремлевский агитпроп говорит, что Запад вводит санкции против России. Нет, Запад вводит персональные санкции против Ротенбергов, Тимченко и других людей из окружения господина Путина, которые хотят внутри России вести себя, как в какой-нибудь стране «третьего мира», попирая права граждан и устраивая чудовищную коррупцию, а сами тем временем хотят хранить свои сбережения, обучать детей и покупать недвижимость в странах демократического Запада.

Вот те персональные санкции, которые были введены, я считаю, что это очень правильный ход, который может положить конец тому лицемерию, которое лежит в основе нынешнего режима. По незабываемой характеристике, которую дал им Гарри Каспаров: «Эти люди хотят править, как Сталин, а жить, как Абрамович».

А санкции против России вводит один человек – Владимир Владимирович Путин. Давайте вспомним, как в ответ на «Закон Магнитского» приняли «Закон подлецов» – так называемый, «Закон Димы Яковлева», который отомстил детям-сиротам, наверно, самому беззащитному сегменту российского общества. Отомстил за обиды кремлевских коррупционеров, которым запретили шопинг в Нью-Йорке или отдых в Швейцарии. И из-за этого лишил будущего огромное количество детей, а некоторых – и жизни.

И опять же, в ответ на те точечные санкции, которые были введены западными странами в ответ на агрессию против Украины, господин Путин ввел продовольственные санкции против российского народа. Отсюда – и дикое повышение цен на продукты, и уже случаи дефицита: мы видим как скупали гречку. Возникает определенная паника. Например, в таких регионах, как Калининград, которых находится между Литвой и Польшей, люди вообще хватаются за голову, потому что у них запретили любой импорт из стран Евросоюза, и для них это – вообще какое-то безумие.

То есть, нынешнее экономическое состояние, это, на мой взгляд, результат исключительно политики господина Путина. Во-первых, его агрессивной внешней политики. Собственно, этим и были вызваны точечные западные санкции. Во-вторых, и, может быть, это даже нужно поставить на первое место, теми санкциями, которые он сам ввел против российской экономики.

И третье – тот курс, который уже 15 лет проводится в нашей стране. Это – курс на отставание, изоляцию, отказ от правового государства и курс на диктатуру. Это – антиевропейский курс.

Я – историк по образованию, мне легче об этом судить, но еще никогда не было в истории, чтобы подобные режимы и подобная политика заканчивались бы успехом. Всегда и везде он заканчивается катастрофой – и для экономики, и для государства в целом, и для каждого гражданина. И, к сожалению это то, куда ведет нас нынешний режим. Еще и поэтому очень важно, чтобы в России укреплялось гражданское общество, потому что когда этот режим неизбежно уйдет, нам будут нужны гражданские институты и люди, которые готовы будут взять на себя нелегкий труд по выводу страны из кризиса, в который завела ее путинская власть. Активные, неравнодушные, профессиональные люди, на которых опирается «Открытая Россия», смогут много сделать для нашей страны в будущем.

Что же касается рецептов по выходу из экономического кризиса, то «Открытая Россия» – это не политическая партия, а общественное движение. У нас много людей с разными взглядами. А экономическую программу выработает правительство, которое будет сформировано в результате честных выборов.

И когда будет соблюдаться верховенство закона, это будет влиять и на права собственности, и на инвестиционный климат, и на настроения бизнеса, и вообще на каждодневную жизнь граждан. Поэтому нужны какие-то базовые меры, чтобы экономика могла нормально функционировать. Ну, и, конечно, отказ от так называемого «капитализма для своих» – той чудовищной, поощряемой Кремлем коррупции, которая существует сейчас, когда, по существу, небольшая группка людей вокруг Владимира Путина захватила все командные высоты в российской экономике. Естественно, от этого нужно уходить, и идти к законности, к конкуренции как в политике, так и в экономике, то есть – к свободному рынку.

А.П.: В последние недели еще несколько российских неправительственных организаций были внесены в реестр «иностранных агентов» на том основании, что они (по мнению Министерства Юстиции и прокуратуры) получали финансирование из-за рубежа, и при этом занимались политической деятельностью. Может ли такая же участь постигнуть и «Открытую Россию»?

В. К.-М.: Во-первых, хочу заметить, что Закон об иностранных агентах – абсолютно оскорбителен для российского гражданского общества. И, я думаю, нет ничего символичнее, и ничего более показывающего всю подлость этого закона, чем ситуация, когда «иностранными агентами» объявили «Мемориал» и Сахаровский центр – организации, непосредственно связанные с именем Андрея Дмитриевича Сахарова, одного из величайших наших соотечественников.

Когда нынешняя чекистская власть делает такие шаги, то, конечно, ничего удивительного здесь нет, но это – очередной плевок в российское общество, который показывает всю глубину их подлости.

Что же касается «Открытой России», то, вы знаете, они могут придумать все, что угодно. Вот сейчас принимается так называемый закон «о нежелательных организациях». Как уже стали шутить гражданские активисты, гораздо проще будет сразу принять закон «о нежелательных гражданах». То есть, организуют реестр людей, которые нежелательны для нынешней власти, и которым будет запрещено заниматься любой гражданской общественной деятельностью.

Понятно, что это все – бред, что если они захотят к чему-то придраться, то придерутся, но в данном случае даже по их собственным подлым и убогим законам «Открытая Россия» никак не может попасть под эти критерии. Потому что мы, во-первых, принципиально не пользуемся никаким зарубежным финансированием, у нас активисты и волонтеры все находятся в российских регионах, мы нашу деятельность осуществляем в России, и если даже говорить о нашем основателе – Михаиле Борисовиче Ходорковском – то он является гражданином России.

Поэтому еще раз повторю, что сам закон – подлый и диктаторский, но даже в рамках данного закона к нам «пришить» это никак нельзя. Но это ничего не значит, потому что, если они захотят, они придерутся к чему угодно – скажут, что кто-то перешел дорогу на красный свет, кто-то не взял чек в магазине и так далее. Все прекрасно знают, как это делается!

XS
SM
MD
LG