Сегодня Москва с раннего утра окутана пеленой из дыма и смога. В Подмосковье ситуация не лучше, а кое-где и значительно хуже. На востоке области продолжаются торфяные и лесные пожары. Синоптики на ближайшую неделю прогнозируют дальнейшее усиление жары в столице – до 40 градусов в тени.
Сегодня премьер-министр Владимир Путин провел совещание с губернаторами пострадавших от пожаров регионов. Как уже сообщал «Голос Америки», за последние дни из-за пожаров погибли, по меньшей мере, 36 человек. По данным МЧС России, большинство из них – жители Нижегородской, Московской, Воронежской и Рязанской областей. Более двух тысяч россиян остались без крова. Несколько тысяч человек эвакуированы из опасных районов.
Согласно информации Министерства регионального развития РФ, в общей сложности сгорели около двух тысяч построек. Наиболее всего пострадала Нижегородская область: огнем уничтожено 759 домов. По оценкам министерства, на строительство и восстановление зданий потребуется более 4,6 млрд рублей.
Всего с начала аномально жаркого лета на территории страны зафиксировано более 22 тыс лесных и торфяных пожаров. Общая площадь возгораний превысила 557 тыс гектаров, общая площадь лесных пожаров достигает примерно 120 тыс га.
Ситуацию с пожарами взял под личный контроль президент России Дмитрий Медведев, поручивший членам правительства выехать на места, предпринять все необходимое для оказания помощи людям, привлечь к тушению пожаров министерство обороны.
Владимир Путин заявлял, что каждая семья погорельцев получит либо новое жилье к концу октября, либо денежную компенсацию в размере 3 млн рублей. Кроме того, все пострадавшие получат (в складчину из федерального и местного бюджетов) по 200 тыс рублей. На данный момент погорельцам выдают от 10 тыс до 20 тыс рублей на неотложные расходы.
Программный дефицит
Профессор Геннадий Чуфрин, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений считает, что главной проблемой является отсутствие серьезной программы профилактики пожаров: «Подобное ведь происходит не в первый раз. Это предполагает и даже обязывает власти иметь программу, подразумевающую, в том числе, и наличие соответствующих материально-технических средств и заблаговременную подготовку к стихийным бедствиям такого рода». Оценивая эффективность реакции региональных властей на напасть, профессор выразил сожаление, что «не везде и не всегда они отреагировали должным образом».
Глава Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов уверен, что все происходит в худших российских традициях: «Начальники принимают мудрые и в целом правильные решения, а среди чиновников не хватает «человеческого капитала», чтобы эти решения довести до ума». И главная беда, по его мнению, «не в отсутствии программы, а в том, что в стране нет достаточного количества компетентных людей, способных превратить умные мысли в конкретные дела».
Алексей Власов считает, что тушить пожары в Подмосковье начали с недельным опозданием, и что местные власти не были до конца готовы к работе в чрезвычайных условиях. Он был свидетелем того, как велась борьба с пожарами торфяников в 1972 году: «Тогда все локализовали буквально за неделю. Сработала светская мобилизационная система. При новых реалиях нужны какие-то иные механизмы воздействия».
Коррупционный пожар
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации отметил, что в чрезвычайных ситуациях «какие-то упущения неизбежны». Куда важнее, что «складывается впечатление, что некоторые представители власти специально дожидались, чтобы проблема приобрела совершенно неприемлемый характер».
Он считает, что все хорошо знали: торфяники будут гореть и к этому нужно готовиться. По его словам, в восточных районах Московской области гарью пахло еще в конце июня: «А спохватились только спустя месяц, когда в десяти километрах от Москвы произошел пожар». По версии Делягина, причина подобной нерасторопности в том, что «некоторые товарищей направили свои основные усилия на выколачивание денег из бюджета».
«Грубо говоря, чем больше людей погибнет и лишится своего имущества, тем больше придется выделять средств из бюджета. Следовательно, коррумпированной бюрократии удастся отмыть больше денег», – говорит Делягин.
По сведениям Делягина, еще в 1990-м году в стране были запатентованы технологии, которые позволяли надежно тушить пожары, в том числе и торфяные: «Эти технологии, насколько можно судить, испытывались во многих местах России. Но они не вызвали интереса, именно потому, что технологии были довольно дешевые».
После развала Советского Союза уничтожили очень многие технологические системы, – утверждает Делягин – «Среди прочего – система мелиорации. И сейчас все, что можно услышать на эту тему: «Дайте 20-25 миллиардов рублей господину Громову (губернатор Московской области – В.В.) на обводнение торфяников». Фактически он вымогает эти деньги у Путина».
Неожиданное бедствие
Член Совета Федерации Вадим Густов, представитель Владимирской области, признается на страницах официального сайта СФ, что массовые пожары, «которые стали угрожать не только лесным массивам, но и жизням граждан», стали для руководства регионом неожиданными.
В некоторые деревни пожарная машина попросту не может проехать, свидетельствует сенатор: «Необходимы передвижные помпы для тушения пожаров, и раньше, кстати сказать, они были в каждой деревне. Стыдно, когда у нас в ХХI веке тушат пожары лейками и лопатами».
По убеждению сенатора, необходимо задействовать космические средства слежения для ликвидации пожаров на самом начальном этапе. На его взгляд, нужна федеральная целевая программа, направленная на профилактику пожаров в нашей стране: «Именно такая программа позволит избежать катастрофических последствий, которые мы видим сегодня».
Кстати, в соседней Беларуси лесных пожаров практически нет, хотя торфяников там тоже хватает. Кое-кто относит это к добротной профилактической работе, проделанной в этой стране. Однако Андрей Суздальцев, доцент факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ, член общественной российско-белорусской правозащитной комиссии, считает, что эти утверждения – не более чем байки.