Даже в развитых странах проблема бездомных людей и сегодня не теряет своей актуальности. Так, в первой экономике мира – Соединенных Штатах – их более трех миллионов.
2010 год Евросоюз объявил «Европейским годом борьбы с бедностью и социальной отчужденностью», а группа известных московских НКО назвала его «Годом бездомного человека».
Вчера в Москве прошла пресс-конференция, посвященная «Году бездомного человека». Также на ней была представлена социальная сеть «Если дома нет…», впервые объединившая НКО, которые помогают бездомным: «Милосердие», «Дом на пути», «Курский вокзал. Бездомные дети», «Каритас АБММ» и другие. Сотрудничество было и раньше, но теперь разрозненные сведения о бездомных и деятельности социальных работников накапливаются на одном Интернет-портале.
Тем не менее, вряд ли это поможет ответить на вопрос, сколько бездомных в Москве, не говоря уже о России. На пресс-конференции прозвучала цифра – до десяти тысяч, однако достоверные статистические данные по этой проблеме отсутствуют.
Недостаток информации, по словам участников пресс-конференции, является одним из главных препятствий в борьбе с бездомностью. О деятельности НКО и государственных социальных работников и бездомные, и остальные граждане знают немного.
Впрочем, начальник отдела социальной помощи бездомным гражданам департамента социальной защиты населения Москвы Андрей Пентюхов предложил отделять бездомных от бродяг. Если бродяжничество, пояснил он, – «это та проблема, которую мы видим на улицах ежедневно», и если две трети бродяг «имеют жилье, родственников, семьи, детей и, при желании, полную возможность вернуться к прежней жизни», то иначе обстоит дело с бездомными. «С этими людьми мы практически не сталкиваемся, – сказал Пентюхов, – но эти люди ведут такой же образ жизни, как и мы с вами, – ходят на работу, получают зарплату, снимают жилье, но, в силу обстоятельств, утратили свою жилую площадь, утратили право получить регистрацию по месту жительства и фактически в соответствии с действующим законодательством оказались вне правового поля жизни».
НКО, занимающиеся проблемами бездомных, помогают им и с документами. «Мы работаем даже с посольствами, чтобы люди могли выехать за рубеж», – сказал доктор службы «Милосердие» Дмитрий Осипенко.
Предпринимаются ли, тем не менее, какие-либо комплексные меры для решения проблемы, например, со стороны законодателей?
Андрей Пентюхов рассказал Русской службе «Голоса Америки», что в его ведомстве было два соответствующих законопроекта, которые отклонялись Госдумой. Сейчас ими готовится очередной закон.
Как обстоит ситуация в Западном мире? Как учитывается богатый зарубежный опыт, в частности, американский?
На вопрос «Голоса Америки» отвечает ведущий эксперт направления «Социальная политика» Фонда «Институт экономики города» Елена Коваленко, автор книги «Бездомность. Есть ли выход?», написанной вместе с Еленой Строковой: «Организации, которые работают в России, какой-то опыт пытаются смотреть, но, насколько я поняла, это на очень начальном уровне». «Мы знаем о том, что в Европе, Америке эти практики существуют», – заключила она.
Руководитель группы «Люди вокзалов» диакон Федор Котрелев, в свою очередь, сказал: «Мы здесь в России, как всегда, идем уже за поездом. Поезд уже давно едет впереди. Я имею в виду помощь бездомным в Европе, – в частности, наши любимые братья католики давно ведут такое направление деятельности».
На это Андрей Пентюхов сказал: «Если европейский поезд набирает скорость уже порядка 70-80 лет и у них достаточно больший опыт организации этой работы, то наш поезд набирает обороты, опыт работы всего-навсего 17 лет, с января 1993 года, когда появился в Москве первый дом ночного пребывания. Эта проблема у нас появилась с момента начала приватизации жилого фонда, когда стали совершать какие-то сделки, соответственно появились мошеннические действия».
Говоря о европейской практике, Федор Котрелев привел конкретный пример. «Одно из самых важных направлений в такой информационной деятельности было бы устраивать мероприятия, приглашая на них совместно бездомных и представителей власти, – сказал он. – В Европе это делается. За один стол могут посадить мэра Рима и бездомных, которые еще вчера выпивали на вокзале. Это имеет колоссальный эффект, потому что, если мэр куда-то ездит, сидит с кем-то за столом, это уже телекамеры, это уже общественное мнение, это уже резонанс».
Впрочем, одной из трудностей является то, что бездомные не хотят менять свою жизнь. После того как проблема с едой и ночлегом решена, встает проблема их реабилитации.
Существуют разные подходы к ее решению. Кто-то предлагает создавать новые пристанища для бездомных и бродяг. Кто-то говорит о радикальных мерах, как, например, Андрей Пентюхов, который сослался на пункт «e» 5-ой статьи Европейской конвенции по правам человека. В нем сказано, что допустимо «законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг».
Множество подходов существует и в Соединенных Штатах. Среди них – группа «Mad Housers» («Сумасшедшие строители»). Волонтеры, среди которых есть и бездомные, строят временные дома по специальным чертежам, которые есть на сайте группы. Цена одного такого дома – 400 долларов. Когда бездомный человек находит жилье, он передает свое временное пристанище другому. Чтобы жить в лагере, состоящем из таких домов, человек должен убирать территорию.
Так или иначе, «в каждой организации есть свой принцип и свой подход», – сказал руководитель движения «Курский вокзал. Бездомные дети» Рустам Исламгулов.
Очевидно, что общего решения у проблемы быть не может. В ближайшее время пройдут круглые столы с участием представителей властей и НКО. Одной из главных тем станут иногородние бездомные, лишенные прав в Москве. В этом случае к обсуждению планируется привлечь представителей Федеральной миграционной службы.