Линки доступности

МОК в западне: Олимпийская Хартия, права человека и «антигейский закон»


Удастся ли руководству МОК отстоять интересы всех участников олимпийского движения?

Зимние Олимпийские игры в Сочи начнутся менее чем через шесть месяцев. Однако обостряющиеся споры о принятом в России законе, запрещающем пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, могут привести к непредсказуемым последствиям и в спортивной сфере.

Статья 4 Олимпийской хартии гласит: «Занятия спортом – одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе Олимпизма, что подразумевает взаимопонимание в духе дружбы, солидарности и честной игры».

Когда бывший олимпийский чемпион по фехтованию Томас Бах был избран главой Международного Олимпийского Комитета (МОК), он пообещал представлять всех членов олимпийского движения.

«Я хочу возглавлять МОК в соответствии с моим девизом: «Единство в разнообразии». Я хочу быть президентом для всех вас. Это значит, что я сделаю все от меня зависящее, чтобы сбалансировать все различные интересы заинтересованных сторон олимпийского движения», – заявил Бах.

Однако руководитель МОК Бах может, что называется, оказаться замкнутым в треугольнике, вершины которого – Хартия МОК, Европейская конвенция по правам человека и законодательство РФ.

В июне в России был принят закон, запрещающий «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». К нетрадиционным закон относит те, что «не приводят к деторождению».

Несколько правозащитных организаций, включая Human Rights Watch и Human Rights Campaign, призвали МОК высказаться против нового закона в преддверии Олимпиады в Сочи. Директор «Глобальной инициативы» Human Rights Watch Минки Уорден заявил, что Международный Олимпийский Комитет упустил свой шанс высказаться за права человека в момент, когда право провести Олимпиаду-2014 было предоставлено Сочи.

«Эти игры будут играми Владимира Путина. Они очень важны как для него, так и российского правительства, – говорит Уорден. – Если бы было налажено адекватное общение относительно пробле антигейского закона, то, мне кажется, мы бы не оказались этой запутанной ситуации, в которой находимся сегодня».

В связи с тем, что российский закон не слишком четко определяет, что именно следует считать пропагандой, имеет место неясность относительно того, какое поведение спортсменов и зрителей считается приемлемым, а какое нет. Директор МОК по коммуникациям Марк Адамс рассказал, что российские власти предоставили гарантии, что зрители и спортсмены не попадут под действие закона.

«Вице-премьер, премьер-министр и президент России дали абсолютные гарантии того, что зрители, спортсмены и все, кто приедет посмотреть соревнования, не попадут под действие закона, – говорит Адамс. – Как это будет работать, предстоит определить российским властям. Но мы располагаем всеми гарантиями, что Олимпийская хартия будет соблюдена».

Адамс отметил, что любая акция протеста со стороны спортсменов или зрителей на территории олимпийского объекта будет считаться нарушением правил Олимпиады. По словам Уордена, подобный ответ оставляет в стороне важнейшие вопросы.

«Когда МОК говорит, что они не будут наказывать спортсменов, которые высказывают свое мнение за пределами Олимпиады, это означает, что остается без ответа фундаментальный вопрос: как этот закон вообще мог быть принят? Ответ состоит в том, что в общении с российской стороной никто не смог донести до российского правительства то, что дискриминация неприемлема, так как не соответствует Олимпийской Хартии, а значит, власти должны отменить закон», – подчеркивает Уорден.

Некоторые организации призвали к бойкоту Олимпиады. Организации, защищающие права сексуальных меньшинств, призвали спонсоров Олимпиады приостановить спонсорство.

Никто, однако, не ожидает, что МОК окажет существенное давление на власти РФ, побудив их отменить принятый закон.
XS
SM
MD
LG