Минюст России по традиции в пятницу обновил реестр так называемых иностранных агентов. На этот раз ведомство внесло в «черный список» журналистку Викторию Ивлеву, адвоката Николая Полозова, блогеров из Чечни – Ислама Белокиева и Хасана Узарова, а также проект «Лаборатория университетской прозрачности».
Также 20 декабря московский суд заочно арестовал журналистку «Медиазоны» Татьяну Фельгенгауэр по уголовному делу о нарушении законодательства об «иноагентах».
Ранее эту журналистку неоднократно привлекали к административной ответственности, так как она не маркировала свои тексты соответствующим образом. Уголовное дело против неё возбудили еще в сентябре текущего года.
По версии следствия, Фельгенгауэр скрывается от него. На самом деле журналистка давно покинула страну. Теперь ей грозит лишение свободы сроком до двух лет.
Локомотив репрессий в отношении «иностранных агентов» неуклонно набирает ход, считает журналист Александр Рыклин, внесенный российскими властями в «черные списки». По его мнению, репрессии будут ужесточаться постоянно, как и законодательство в этой сфере.
«При этом власти пытаются придать вакханалии видимость какой-то законности, – добавил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Они придумывают всё новые законы, которые легализуют это репрессивное безумие, насильственное и жестокое на самом деле. Да, конечно, над этим можно сколько угодно иронизировать и потешаться, беззаконие незаметно стало обыденностью. Гротескность ситуации подчеркивает то, что Таня Фельгенгаур для них совершенно недоступна, она вне пределов России. Но в то же время надо давать себе отчет, что это всё очень серьезно».
Меры в отношении «иноагентов» очень четко, детально и подробно иллюстрирует ту обстановку, которая сложилась в стране, констатировал Алексендр Рыклин: «Это касается и правоприменения, и постоянной корректировки законодательной базы в сторону ее ужесточения. Причем, не только применительно к “иноагентам”, хотя к ним – в первую очередь, так как они авангард противников власти, который Кремль, собственно, сам сформировал, а потом начал его прессовать со страшной силой. Но то же самое справедливо и по отношению абсолютно ко всем остальным. Для этого есть статьи об измене родине, дискредитации вооруженных сил, оскорблении религиозных чувств и так далее».
Законодательство страны превратилось в чудовищный, драконовский свод законов, подчеркнул журналист: «Они уже не дают дышать. Тут характерно и показательно то, что в этот же день не только заочно арестовали Фельгенгаур, но и Маргариту Симоньян наградили орденом. Так совпало, но это символично. Приличных журналистов, по сути, лишают гражданских прав и норовят упрятать за решетку, а тех, кто свою профессию продал, награждают государственными регалиями. Такова сегодняшняя Россия».
Маргарите Симоньян присвоили орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Это шестая государственная награда пропагандистки.
Кажется, Кремлем сейчас уже не формулируются конкретные цели, продолжил Александр Рыклин: «Это каток, который движется строго в одном направлении. Поэтому власти и дальше пойдут проторенной дорогой. Но, безусловно, одна из давно поставленных задач заключается в том, чтобы пресечь любые поползновения вернуться обратно в Россию тем, кто уже ошельмован путинским режимом и внесен в «черные списки». А с другой стороны, выдавить из страны тех, кто хотя бы теоретически может начать публично формулировать собственное мнение, которое идет в разрез с официальной версией событий – той же войны с Украиной. Этого они пытаются избежать».
Властям важно, чтобы уехали все, кто не только не согласен с политикой Кремля (таких, наверное, наберется немало), но тех, кто своё несогласие не готов скрывать, утверждает журналист. Вот их запугивают в первую голову, резюмировал он.
Репрессивная база применительно к «иностранным агентам» заложена давно, говорит журналист-правозащитник Олег Еланчик, внесенный в реестр «иностранных агентов» еще в 2021 году. По его словам, за «злостное неисполнение» закона полагается тюрьма.
«И первое такое дело завели на Артёма Важенкова больше года назад, – уточнил он в комментарии «Голосу Америки». – С тех пор закон ещё больше ужесточился. Усиливались наказания и вводились новые ограничения на распоряжение имуществом и доходами. В данном случае власть пытается решить главным образом задачу отчуждения “иноагентов” от российского общества, лишения их возможности получить в стране средства для существования, а заодно исключить и любые возможности финансирования политизированной деятельности из-за рубежа».
При этом большинство «иноагентов» находятся вне России, отметил Олег Еланчик: «Многие из них не готовы разорвать с все связи с родиной, и пытаются выполнять абсурдные требования закона. Соответственно, один из расчетов режима на то, что они будут вести себя ещё осторожнее. Ну а тех, кто как, например, Лев Шлосберг, до сих пор остаются в России, власти стремятся повязать по рукам и ногам, лишить их всякой финансовой независимости, а при случае – посадить за нарушение неисполнимых правил, если потребуется», – заключил журналист-правозащитник.
На днях Госдума РФ единодушно приняла законопроект, запрещающий «иноагентам» распоряжаться доходами от интеллектуальной деятельности, продажи и сдачи в аренду автомобилей и недвижимости, а также прибылями по банковским вкладам и долевому участию в организациях. Лица, которых российские власти объявили «иностранными агентами», будут обязаны открыть специальный рублевый счет. На него будут зачисляться доходы, воспользоваться которыми можно будет лишь после снятия статуса «иноагента», что сделать в российских условиях практически нереально.
Меры против противников российских властей, внесенных в черные списки, становятся всё изощреннее
Форум