Линки доступности

Сирийский конфликт и противостояние коалиций


Военное ведомство РФ вновь обвинило США в содействии террористам в Сирии

МОСКВА – Российский бомбардировщик Су-24 потерпел катастрофу при взлете с аэродрома Хмеймим в Сирии, экипаж в составе двух человек погиб. Об этом во вторник, 10 октября, сообщили СМИ.

На этом фоне Москва обвинила США в нежелании бескомпромиссно бороться с «Исламским государством» и сознательном сокращении авиаударов в Ираке, чтобы позволить боевикам группировки уйти в Сирию и замедлить продвижение сирийской армии, получающей российскую поддержку.

Представитель министерства обороны генерал-майор Игорь Конашенков заявил: «Возглавляемая США коалиция, имитирующая борьбу с ИГИЛ, прежде всего в Ираке, все это видит, но продолжает якобы активно бороться с ИГИЛ почему-то в Сирии».

В результате, по его словам, большое количество боевиков перешло из приграничных районов Ирака в Дейр-эз-Зор, где они пытаются закрепиться на левом берегу Евфрата.

Вашингтон отвергает обвинения Москвы в косвенной поддержке «Исламского государства» и причастности к гибели российского генерала Валерия Асапова. Об этом написала в своем Твиттере официальный представитель Госдепартамента США Хизер Нойерт.

Это чисто пропагандистский ход, не имеющий никакого отношения к реальному положению дел
Александр Шумилин

«Утверждения о том, что США поддерживают ISIS («Исламское государство») или причастны к смерти российского военачальника не имеют под собой оснований. У США / Коалиции есть одна цель: одержать победу над ISIS», – указала Хизер Нойерт.

Директор Центра анализа ближневосточных конфликтов, сотрудник Института США и Канады Александр Шумилин считает, что столь резкое заявление минобороны РФ вызвано усилением напряженности из-за сближения двух международных коалиций в районе Дейр-эз-Зор. По его словам, идет борьба за территории.

«В условиях обострения противостояния двух коалиций минобороны сочло необходимым организовать какое-то информационное обеспечение своей позиции, – добавил он в интервью «Голосу Америки». – Это чисто пропагандистский ход, не имеющий никакого отношения к реальному положению дел, что вполне нормально с точки зрения уполномоченных заниматься этим лиц».

Все это происходит при отсутствии постоянного диалога между США и Россией, хотя бы в том виде, в каком он прежде велся министром иностранных дел Сергеем Лавровым и госсекретарем Джоном Керри, полагает Александр Шумилин. На его взгляд, в отсутствии дипломатических контактов развитие ситуации в Сирии на этом этапе становится крайне непредсказуемой.

А есть сценарий противостояния двух больших коалиций – международной коалиции, громящей «ИГ», освобождающей Ракку, и асадовско-российско-иранской «тройкой»

«Потому что действительно дело подходит к завершению разгрома «ИГ», и дальше должна вырисовываться перспектива политических договоренностей относительно будущего Сирии, – пояснил он. – Но сейчас такой перспективы нет в виде какого-то согласованного сценария. А есть сценарий противостояния двух больших коалиций – международной коалиции, громящей «ИГ», освобождающей Ракку, и асадовско-российско-иранской «тройкой».

Как представляется политологу, любое отсутствие перспектив порождает нервозность и конфронтационность.

«Особенно, когда речь идет о возможных столкновениях между участниками коалиций, – уточнил он. – Не говоря уж о том, что при худшем развитии событий нельзя исключать и более масштабные столкновения. Сейчас Россия упрекает США в том, в чем всегда обвиняли ее за действия в Сирии – в отсутствии желания решительно бороться с «ИГ». Это попытка перехватить инициативу, при этом, не мудрствуя лукаво, брать на вооружение отработанные Западом технологии. По принципу: сам дурак».

Тем не менее, на взгляд Александра Шумилина, надежды на взаимодействие США и РФ в Сирии остаются.

Вокруг Дей-аз-Зора идет острое соперничество за нефтяные месторождения
Антон Мардасов

«Без надежд там будет совсем плохо. В противном случае автоматически начнут запускаться самые негативные сценарии. А они не нужны никому, и Москве – в первую очередь. Ее задача в том, что создать на поле боя относительное равновесие, которое позволит начать реальный вывод российских войск», – резюмировал он.

В свою очередь, руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития, военный обозреватель Антон Мардасов в комментарии Русской службе «Голоса Америки» назвал ситуацию в районе Дей-аз-Зора очень «щекотливой и неприятной». Он также пояснил, что оценивает происходящие там события по-другому в сравнении с официальной точкой зрения.

«Вокруг Дей-аз-Зора идет острое соперничество за нефтяные месторождения, – добавил эксперт. – Но будем надеяться, что при этом восторжествует разум с обеих сторон. Несмотря на медийную картинку, которая создается в рамках российско-американского противостояния, военным удается кулуарно договариваться между собой, вести консультации. Так что публичная политика далеко не всегда соотносится с реальной».

По оценке военного обозревателя, Россия и Асад не хотят, чтобы оппозиционные силы контролировали нефтяные месторождения на левом берегу Евфрата, отсюда идут и различные вбросы минобороны РФ.

«Такое нагнетание напряженности можно расценить как подготовку общественного мнения к непредвиденным последствиям. Конечно, здесь могут иметь место какие-то неприятные стычки, определенная эскалация. Но думаю, стороны смогут сдержать себя, и столкновения будут локальными. Все постараются избежать серьезных инцидентов».

Как кажется Антону Мардасову, американская сторона очерчивает новые линии противостояния, «чтобы стимулировать перевод политического диалога на паритетных условиях, а не на условиях, которые хотела бы диктовать Россия в контексте урегулирования».

XS
SM
MD
LG