Это не война, говорил Владимир Путин тогда – и говорит сейчас. Это «специальная военная операция». Но практически во всех смыслах этого слова война России в Украине именно ей и является.
А когда страна находится в состоянии войны, даже если она утверждает, что это не так, ее последствия внутри этой страны могут быть далеко идущими.
Спустя восемь месяцев после того, как в феврале Россия начала эту войну, в Украине погибли десятки тысяч человек.
Миллионы были вынуждены покинуть свои дома. Нарастают опасения по поводу применения ядерного оружия. Кремль использует беспилотники, чтобы разрушить энергоснабжение Украины, погрузив во тьму еще сотни тысяч человек.
Война, которую Россия не называет войной, принесла смерть и напряженность ее собственным гражданам. Число погибших и раненых российских солдат огромно.
Советский Союз потерял в Афганистане около 10-15 тысяч человек при гораздо большем населении, чем в России, отметила научный сотрудник в программе по России и Евразии международного аналитического центра Chatham House Саманта де Бендерн.
В беседе с Associated Press она заявила, что, по самым консервативным оценкам, в Украине погибли 50 тысяч человек. Это примерно в три-пять раз больше, чем Советский Союз потерял в Афганистане за почти 11 лет.
«Я не могу понять, как общество может выдержать такое», – заявила де Бендерн.
Влияние необъявленной войны ощущается всюду.
Тысячи российских мужчин, которые не хотят быть призванными на необъявленную войну, бегут из страны по воздуху, морю и суше в любые страны, готовые их принять.
Ранее в этом месяце в результате стрельбы в Белгородской области погибли 11 человек, 15 получили ранения. Двое нападавших, выходцы из бывшей советской республики, которую российские власти не назвали, открыли огонь по другим солдатам во время учебной стрельбы и были убиты ответным огнем.
В ходе другого инцидента, произошедшего в Сибири, местный военный комиссар был тяжело ранен молодым человеком, чей друг был мобилизован.
Приграничные районы в Белгородской, Курской и Брянской областях обстреливаются с начала вторжения.
На прошлой неделе в портовом городе Ейске на Азовском море в результате аварии российского военного самолета погибли 15 человек, включая трех человек, которые выпрыгнули из девятиэтажного дома, спасаясь от пожара.
Бомбардировщик Су-34 упал после того, как один из его двигателей загорелся на взлете при выполнении учебного полета, сообщило министерство обороны России.
Эта авария, в которой не было признаков диверсии, стала десятой небоевой катастрофой российского военного самолета с тех пор, как Москва ввела войска в Украину.
Международный аналитик де Бендерн рисует мрачную картину будущего России и ее войск.
«Проблема не столько в тех, кто вернется домой в гробах. Проблема в тех, кто вернется живой и скажет: “Послушайте, мы не воюем с нацистами в Украине. Мы убиваем невинных женщин и детей”».
И эта еще одна проблема, из-за которой Москва не называет эту войну войной: ее болезненное наследие может сохраниться на многие поколения.