Линки доступности

Доклад Комитета защиты журналистов и российско-белорусские реалии


12 из 17 иностранных журналистов, задержанных в мире властями страны пребывания, арестованы в России. Среди них - американские граждане Эван Гершкович и Алсу Курмашева

Комитет защиты журналистов (КЗЖ – CPJ) зафиксировал 320 случаев задержания журналистов, по данным на 1 декабря 2023 года. Этот показатель – второй по значению, который был зафиксирован комитетом с момента начала проведения подсчетов в 1992 году. Он свидетельствует об укоренившемся авторитаризме и подавлении независимых СМИ, отмечает КЗЖ.

Некоторые правительства преследуют журналистов даже за пределами своих стран. В числе практики запугивания, применяемой Москвой, – выдача ордеров на арест российских журналистов, проживающих в других странах.

Исследование, проведенное правозащитниками, свидетельствует о том, что более половины лиц, включенных в перепись (168 человек), столкнулись с обвинениями в распространении фейков, терроризме и других угрозах государству в отместку за журналистскую деятельность.

В 66 случаях задержанным до сих пор не сообщили о предъявленных им обвинениях. Они часто содержатся в неоправданно жестоких условиях, надлежащая правовая процедура часто нарушается, поскольку власти продлевают сроки предварительного заключения журналистов, и даже адвокаты журналистов сталкиваются с мерами возмездия в глобальном масштабе.

В Беларуси большинство репрессированных журналистов (71%) обвиняется в "антигосударственной деятельности”; почти половина отбывает наказание сроком от пяти лет и более.

Чаще всего белорусские власти используют законы об экстремизме для заключения журналистов в тюрьму в отместку за их работу. Пять из семи новых белорусских заключенных в переписи CPJ 2023 года обвиняются в создании или участии в экстремистских группах, а также в содействии экстремистской деятельности.

Россия также активизировала усилия по подавлению свободной журналистики. После начала полномасштабного вторжения в Украину в феврале 2022 года Москва стремится криминализировать журналистику за пределами страны, выдав ордера на арест и вынеся заочные тюремные приговоры нескольким известным журналистам, работающим в изгнании.

Россия также держит в тюрьмах непропорционально большое количество иностранных журналистов. Двенадцать из 17 иностранных журналистов, содержащихся в тюрьмах по данным переписи, находятся в России. Двое, Эван Гершкович и Алсу Курмашева, являются гражданами США, находящимися в предварительном заключении. Среди десяти задержанных из Украины – пять крымских татар. Четверо из них отбывают наказание от 12 до 19 лет по обвинению в терроризме.

В некоторых странах условия содержания журналистов в тюрьмах очень тяжелые. В докладах по странам, опубликованных Госдепартаментом в начале 2023 года, говорится о фактах применения к заключенным в Китае, Бирме, Беларуси, России и Вьетнаме физического и сексуального насилия, нехватки еды и воды, а также неадекватного медицинского обслуживания.

В том, что положение с журналистикой и в России, и Беларуси примерно одинаково удручающее, всё закономерно, говорит экс-глава Союза журналистов России Игорь Яковенко. По его словам, это “два сапога-пара”.

«В тоталитарных режимах любая независимая пресса является врагом государства, – добавил он в комментарии для «Голоса Америки. – Официальные СМИ – это уже никакие не медиа, а рупоры пропаганды. Периодически эти два режима конкурируют друг с другом по части изощренного отношения к прессе и журналистам, хотя порою на этом поприще они занимаются откровенным “плагиатом”. Информационная обслуга Лукашенко нередко слепо копирует путинскую. Мы видим, как пропагандист (Григорий) Азаренок просто один в один повторяет отдельные приемы российского “генератора ненависти” (Владимира) Соловьева, телекомментатора».

Так происходит своего рода “творческое взаимодействие” двух режимов по разгонке ненависти к инакомыслию и ко всему западному, рассуждает Игорь Яковенко: «Разумеется, они соревнуются и в том, кто больше и лучше подавляет прессу. По степени репрессивности здесь они давно превзошли времена позднего СССР, как и по количеству политических заключенных. Послесталинский Советский Союз был все же помягче. Конечно, существовала коммунистическая диктатура, но руководство страной все-таки осуществлялось коллективно. Потом — это был период постепенного угасания империи. И, как ни крути, иностранных журналистов тогда все-таки не использовали в качестве заложников для обмена».

Путинский фашизм и лукашенковская диктатура – новая веха и печальная страница в истории двух стран, заметил экс-глава Союза журналистов России. «У режимов нет никакого образа будущего, что не удивительно: будущее невозможно представить без существования независимой журналистики. Уничтожение свободы слова нарушает права всех граждан на получение объективной и достоверной информации, значимой для общества в целом. Мало того, при Путине и Лукашенко были убиты десятки журналистов, идет просто их физическое уничтожение. Это особенность именно этих режимов», – заключил он.

Нынешние негативные тенденции в мировой журналистике – свидетельство волны авторитаризации политических систем, считает Старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Андрей Колесников. Также, по его мнению, это говорит о том, что конфликты внутри разных стран и между разными странами перманентно обостряются.

«Отсюда и болезненность реакции властей, – уточнил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Плюс – как в случае с иностранными журналистами в России – их аресты становятся способом уязвить геополитического противника и превратить исполняющих свою профессиональную работу людей в предмет для возможного торга. Формировать обменный фонд из журналистов – глубоко порочная и совершенно неприемлемая практика. С этим нужно решительно бороться всеми возможными способами, в том числе, консолидируя широкую международную общественность».

Если этого не произойдет, и мировые лидеры не скажут своего веского слова в защиту журналистов и журналистики, то авторитарные, точнее даже полутоталитарные, режимы продолжат давить на медиа, утверждает Андрей Колесников: «Очевидно, что путинский режим уже превзошел в этом смысле поздний Советский Союз. Тогда, как помнится, был зафиксирован всего один единственный случай задержания американского журналиста, да и то, кстати, он пришелся на годы правления (Михаила) Горбачева. И всё!.. Соблюдались правила приличия, мнение Запада имело значение. Сейчас, когда при Путине рухнула вся система норм человеческого общежития и морали, стали возможны такие истории, как с (Эваном) Гершковичем, которого элементарно взяли в заложники».

Одновременно при нарушении прав непосредственно журналистов ущемляются интересы граждан в части получения объективной и достоверной информации, подчеркнул эксперт. При этом иной раз лишаются прав миллионные аудитории, о чем очень хорошо сказал лауреат Нобелевской премии мира Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой», когда в России закрывали его газету, напомнил он.

Форум

XS
SM
MD
LG