Линки доступности

Россия отозвала ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний


Испытания термоядерной авиационной бомбы - так называемой "Царь-бомбы" - на полигоне Новая Земля в октябре 1961 г. Архивное фото. Rosatom
Испытания термоядерной авиационной бомбы - так называемой "Царь-бомбы" - на полигоне Новая Земля в октябре 1961 г. Архивное фото. Rosatom

Президент Владимир Путин подписал закон, инициатором которого был он сам

Владимир Путин подписал закон, отзывающий ратификацию Россией Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Сам Путин и выступил с инициативой о принятии такого решения, после чего Госдума и Совет Федерации оперативно одобрили соответствующий законопроект.

Этот договор, принятый сессией ГА ООН в 1996 году, расширял режим другого фундаментального соглашения, вошедшего в историю как Московский договор. Подписавшие его в 1963 г. США, СССР и Великобритания обязались не проводить испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом и подводном пространствах.

2 ноября Госсекретарь США Энтони Блинкен сделал следующее заявление:

«Мы глубоко обеспокоены планируемыми действиями России по отзыву ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). К сожалению, это значительный шаг в неверном направлении, который отдаляет нас от вступления договора в силу, а не приближает к нему. Действия России лишь подорвут доверие к международному режиму контроля над вооружениями. Мы высоко ценим аналогичные заявления об озабоченности, высказанные многими другими государствами в последние недели в связи с этой акцией.

Мы продолжим подчеркивать безответственность недавней риторики России в отношении испытаний ядерного оружия и ДВЗЯИ. Это продолжает тревожные и ошибочные усилия Москвы по повышению ядерных рисков и росту напряженности в ходе незаконной войны против Украины.

Российские официальные лица говорят, что запланированный Россией шаг по отзыву ратификации не означает, что она возобновит испытания, и мы призываем Москву придерживаться этих заявлений.

Соединенные Штаты по-прежнему привержены достижению вступления в силу ДВЗЯИ, и мы подтверждаем приверженность мораторию на ядерные испытания взрывчатых веществ мораторию на любые испытания взрывчатых веществ с выходом ядерной энергии, который действует уже 30 лет. Крайне важно, чтобы мы сохранили глобальную норму против испытаний ядерных взрывов.

Ранее на решение России отреагировали руководители профильных комитетов обеих палат Конгресса США.

Майкл Маккол, председатель Комитета по иностранным делам Палаты представителей, Майк Роджерс, председатель Комитета по вооруженным силам, Джим Риш, старший республиканец в Комитете по иностранным отношениям в Сенате и Роджер Уикер, старший республиканец в сенатском Комитете по вооруженным силам, выпустили следующее заявление в ответ на «дератификацию» Россией Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

«Дератификация Россией Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний явно демонстрирует презрение Путина к чему бы то ни было, что могло бы помешать его ядерным амбициям. ДВЗЯИ, отклоненный Сенатом в 1999 году, является пустой, кардинально ошибочной системой. Несмотря на эту очевидную истину, администрация Байдена продолжает тратить время и деньги на поиски способов поддержать этот неактуальный договор в надежде снизить роль ядерного оружия в обороне США. Администрация не должна позволять, чтобы дополнительные доллары американских налогоплательщиков шли на реализацию неэффективных соглашений. Вместо этого она должна фокусироваться на привлечении наших противников к ответственности за их действия по модернизации стареющих средств ядерного сдерживания, которые становятся все менее адекватным ответом на растущие угрозы XXI века», - говорится в заявлении.

«Дератификация» Россией ДВЗЯИ является последним в ряду шагов Москвы, демонстрирующих, насколько неэффективным был договор в сдерживании ядерных амбиций Путина. Россия постоянно игнорирует основную цель соглашения, проведя несколько ядерных испытаний на полигоне Новая Земля для разработки нового ядерного оружия. Москва также использует свой контроль над Международной системой мониторинга ДВЗЯИ, деактивируя датчики радиации, чтобы скрыть доказательства неудачного теста своей опасной ядерной крылатой ракеты «Skyfall».

ДВЗЯИ, принятый Генассамблеей ООН еще в 1996 году, фактически не работал, считает директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев. По его словам, потому что документ не ратифицировал целый государства, в том числе США и Китай.

«Российская сторона, правда, делает акцент на том, что договор не ратифицирован Соединенными Штатами, обосновывая решение Москвы отозвать свою подпись под документом, – добавил он в комментарии для «Голоса Америки». – На самом деле США с 1992 года последовательно соблюдали ДВЗЯИ и не вели ядерных испытаний. В Советском Союзе последнее ядерное испытание прошло в 1990 году на полигоне Новая Земля. Но в условиях, когда все чаще говорят, что Хантингтон победил Фукуяму (авторы книг, излагающих разные концепции современной геополитики: Сэмюэл Хантингтон («Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка») и Фрэнсис Фукуяма («Конец истории и последний человек») – В.В.), воинственная риторика для России, увы, стала нормой».

Политический смысл отказа от ДВЗЯИ состоит в том, что Москва в очередной раз захотело продемонстрировать свою агрессивную позицию: «Россия и ведёт себя всё более и более вызывающе. Похоже, в Кремле решили, что сейчас подходящий момент для объединения тех сил, которые готовы бросить вызов коллективному Западу. Возможно, также – о чем публично сейчас не говорится – это прелюдия к предстоящим испытаниям на Новой Земле «Буревестника», крылатой ракеты с ядерным двигателем. Думается, в таком свете и стоит рассматривать подписанный Путиным в четверг документ».

Вместе с тем политолог не исключил вероятности того, что Россия в ближайшем будущем проведет и полноценные ядерные испытания. «В соответствии с кремлевской логикой такое вполне возможно на Новой Земле или где-нибудь еще. О необходимости возобновить испытания все чаще говорят российские эксперты. Это плохой знак. Нередко оказывается, что руководство страны хорошо слышит их мнение».

Кроме того, эксперт допустил, что таким образом еще и подготавливается общественное мнение к «неизбежным» испытаниям.

Отзыв ратификации не означает отзыв подписи, заметил в комментарии Русской службе «Голоса Америки» приглашенный научный сотрудник Школы Флетчера, Университет Тафтса (Pavel Luzin, Fletcher School of Law and Diplomacy, Tufts University), политолог Павел Лузин. По его оценке, Россия все еще остается подписантом договора.

«Так же, как США и КНР, которые тоже подписали его, но не ратифицировали, – уточнил он. – Тут смешно, что Москва в обоснование своего шага кивала только на Вашингтон, а про Пекин – молчок».

Проблема в том, что своими попытками давить на США и принуждать их к переговорам по стратегическим вопросам - вместо Украины, Кремль торпедирует режим ядерного нераспространения в целом, говорит Павел Лузин:

«Вспомним заморозку ДСНВ (Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений) в феврале этого года. Отсюда возникает несколько вопросов: что это за ДВЗЯИ, если его ратифицировали только 2 из 5 официальных ядерных держав (а до этого было 3 из 5)? А если ДСНВ заморожен, большинство ядерных держав не ратифицировали ДВЗЯИ, то зачем тогда другим странам серьезно относиться к ДНЯО (Договору о нераспространении ядерного оружия?)».

В четверг Financial Times со ссылкой на источники опубликовала статью, где утверждается, Владимир Путин смягчил свою ядерную риторику осенью 2023 года, так как США, Великобритания и Франция пообещали ответить на российский ядерный удар по Украине массированным ударом с помощью конвенциональных вооружений.

Применение «Ultima ratio regis» (в переводе с латыни – «Последнего довода королей») всегда было сдерживающим фактором и симметричным ответом на угрозы оппонентов, заметил Андрей Золотарев. «И поскольку в плане современных систем высокоточного оружия Россия совершенно очевидно отстает от Запада, то такой ответ может оказаться довольно болезненным. Поэтому даже сама потенциальная возможность (официального подтверждения такого рода заявлений все-таки не было) способна образумить самые горячие головы в Кремле», – заключил он.

В то же время Павел Лузин категорически не согласен с тем, что Путин смягчил ядерную риторику. «Никто ничего не смягчил, – уверен он. – Кремль по-прежнему при каждом подходящем случае использует ядерный шантаж как средство достижения переговорных выгод в контексте войны в Украине. Более того, российское руководство (далеко не один только Путин) в целом очень озабочено тем фактом, что этот шантаж (на Западе) перестают воспринимать всерьез. Сказки про "Буревестник" и целенаправленное скармливание информации про его испытания западным журналистам уже мало кого волнуют». Поэтому Кремль ищет способ, как сделать свой шантаж убедительным, подытожил эксперт.

Форум

XS
SM
MD
LG