Линки доступности

Встреча Путина и Ким Чен Ына: чего ждать?


Саммит двух лидеров пройдет через два месяца после переговоров глав США и Северной Кореи, закончившихся безрезультатно

На уходящей неделе информация о предстоящей встрече в России Владимира Путина и Ким Чен Ына быстро перемещалась из разряда слухов в разряд подтвержденных новостей: сначала южнокорейское агентство «Рёнхап» дало эту новость со ссылкой на безымянные источники, потом Кремль осторожно намекнул, что эта новость обоснована, а позже прозвучали официальные заявления о том, что встреча состоится во Владивостоке перед визитом Путина в Китай.

Между тем, различных сигналов по поводу подготовки чего-то значительного было немало: как рассказывали журналисты из Владивостока, там за несколько дней до новости «Рёнхап» студентам Дальневосточного государственного университета объявили об отмене занятий 24-25 апреля из-за неких официальных мероприятий.

Вполне возможно, что в Вашингтоне о наконец-то достигнутой твердой договоренности Путина и Ким Чен Ына встретиться знали еще раньше: поездка спецпредставителя Госдепартамента США по Северной Корее Стивена Бигана в Москву для обсуждения ситуации на Корейском полуострове, прошедшая 17-18 апреля, была анонсирована российским МИДом еще 4 апреля.

По результатам этой поездки посольство США в России выпустило заявление, в котором встреча Бигана с замминистра иностранных дел России Игорем Моргуловым была названа «конструктивной». В ходе нее дипломаты, как сказано в документе, «рассмотрели ряд аспектов северокорейской проблематики, по которым подходы США и России совпадают, и выразили приверженность продолжению диалога для преодоления любых расхождений для продвижения вперед».

8 лет без встреч

Ким Чен Ын едет в Россию первый раз за восемь лет своего правления. Россия и КНДР неоднократно заявляли о желательности прямых переговоров двух лидеров, но в Кремле при этом отмечали, что согласование условий визита дается трудно. В частности, об этом журналистам говорил помощник президента России по международным делам Юрий Ушаков.

При этом отец Ким Чен Ына – предыдущий лидер Северной Кореи Ким Чен Ир – не только несколько раз бывал в России, будучи во главе государства, но и родился, по некоторым сведениям, в Хабаровском крае. Ким Чен Ир был лично знаком с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. Отец Ким Чен Ына приезжал в Россию три раза на бронепоезде, и ожидается, что нынешний лидер КНДР может также доехать до Владивостока на этом же транспорте. Впрочем, публиковались также и сообщения о спецрейсе из Пхеньяна во Владивосток на те числа, когда ожидается саммит Путина и Ким Чен Ына.

Время и место встречи до сих пор никем официально не объявляются. Согласно объяснению, данному пресс-секретарем президента России Дмитрием Песковым в пятницу, «это связано с соображениями безопасности». Песков сказал, что темами переговоров будут «развитие двусторонних отношений» и «обсуждение проблем денуклеаризации, проблем регионального сотрудничества».

Песков также пояснил журналистам, почему контакты лидеров России и Северной Кореи были столь нерегулярными: «Во главу угла встала проблема денуклеаризации Корейского полуострова».

Стоит напомнить, что Владимир Путин «обжегся» на контактах с руководством КНДР в самом начале своей президентской карьеры: прилетев на саммит «Большой восьмерки» в Японии в 2000-м году из Пхеньяна, где он был с визитом, Путин заявил, что договорился с Ким Чен Иром о свертывании ракетной программы КНДР. Через месяц Ким Чен Ир заявил, что пошутил в разговоре с президентом России, и ничего сворачивать не собирается.

Эксперты в США о ситуации вокруг Северной Кореи

Встреча Путина и Ким Чен Ына происходит в тот момент, когда, по мнению американских экспертов, в контактах США и Северной Кореи после двух саммитов лидеров этих стран возникла раздраженная пауза.

Именно с раздражением Пхеньяна по поводу требований США о реальной денуклеаризации Северной Кореи многие связали испытание тактического оружия, проведенное под присмотром Ким Чен Ына 17 апреля, а также жесткую критику МИДа КНДР в адрес госсекретаря Майка Помпео, прозвучавшую 18 апреля.

Означает ли это, что Москва решила воспользоваться снижением темпа со стороны Вашингтона и предложить себя Пхеньяну в качестве менее требовательного партнера? Насколько вообще предпринятые президентом Трампом шаги навстречу северокорейскому режиму были разумными?

По мнению Роберта Блэквилла (Robert Blackwill), известного американского дипломата и эксперта Совета по внешней политике, действия Дональда Трампа, решившего лично встретиться с Ким Чен Ыном и сделавшего это два раза, были совершенно правильными.

В своем обзоре под названием «Внешняя политика Трампа лучше, чем она выглядит», вышедшем только что в Вашингтоне, Блэквилл утверждает, что решительные шаги Трампа принесли США пользу: «Стратегия Трампа… успокоила ситуацию и придала новый импульс переговорному процессу, осуществив встречу официальных лиц США и Северной Кореи на высшем уровне впервые в истории. Трамп взялся за решение, по крайней мере, временное, той задачи, которая наиболее важна для интересов США: приостановки ядерных и ракетных испытаний в Северной Корее, чьи системы непосредственно угрожают материковой части Соединенных Штатов».

«Представляется маловероятным, что это случилось бы без драматического и не ортодоксального подхода Трампа, и благодаря его переговорам Соединенные Штаты сейчас находятся в несколько лучшем положении в смысле угрозы со стороны ядерного оружия и баллистических ракет Северной Кореи, чем в то время, когда он только занял должность президента. Как минимум, отложена ситуация, когда президенту США придется либо бездействовать в то время, как Северная Корея постепенно расширяла бы свои ядерные и ракетные возможности, либо атаковать северокорейские ядерные и ракетные объекты, что может привести к ядерной войне на Корейском полуострове и за его пределами, - считает Роберт Блэквилл.

Сможет ли в этой ситуации Владимир Путин найти свою роль в ситуации, когда главными рычагами давления на Пхеньян обладают Китай и США? Военный эксперт Гудзоновского института Ричард Вайц (Richard Weitz) говорит в интервью Русской службе «Голоса Америки», что Москве может оказаться легче уговорить Пхеньян пойти на хотя бы частичную денуклеаризацию:

«Россия на самом деле имеет несколько большее влияние на ситуацию на Корейском полуострове, чем может показаться. Это влияние может быть негативным – если вдруг Ким Чен Ын действительно решит, что ему легче иметь дело с Москвой, которая не сильно давит на него, и уравновесить контактами с Путиным давление как США, так и Китая. Но я думаю, что это влияние может быть и позитивным: Путин вполне может уговорить Ким Чен Ына не возобновлять испытания ракет и ядерных боеприпасов, и таким образом помочь той же цели, которую преследуют США – снижению напряженности и рисков».

Вайц объясняет, зачем Путину это может понадобиться: «Если эти испытания возобновятся, то усилится возможность реального наращивания противоракетной обороны в регионе с участием США, которая сейчас ослабла именно потому, что Северную Корею стали не так опасаться, как раньше. Так что Путин может послужить не только интересам России, но и мира, вдохновив Ким Чен Ына на сохранение спокойствия».

«Будет любопытно, если в конце концов Трамп, Путин и Ким разделят Нобелевскую премию мира», - иронизирует эксперт.

Российский эксперт Анастасия Баранникова, работавшая в этом году в Вашингтоне в качестве приглашенного специалиста в Центре стратегических международных исследований, сказала «Голосу Америки», что такой сценарий вряд ли реализуется: «От встречи Путина и Ким Чен Ына не стоит ждать практических результатов. Главная задача КНДР сейчас – сбалансировать влияние Китая, но Россия для этой роли не подходит, потому что она не так активна на Корейском полуострове, как Китай, да и вообще склонна поддерживать позицию Китая по связанным с Кореей вопросам».

«Россия, возможно, хотела бы предложить КНДР себя в качестве посредника между Пхеньяном и Вашингтоном, но тут есть непреодолимая сложность – уровень отношений России и США сейчас очень низок. А проекты экономического сотрудничества между Россией и КНДР если и будут обсуждаться, то только на перспективу – у России сейчас руки связаны из-за международных санкций в отношении КНДР, которые сама Россия и поддерживала».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG