Волну возмущения вызвал в Грузии очередной пример нарушения прав человека в оккупированной Абхазии; политики и представители гражданского общества Грузии указывают на ответственность России за беззаконие на захваченных ею грузинских территориях.
«Жестокое избиение местной милицией, приведшее к смерти еще одного гражданина Грузии – Темура Карбая – в оккупированной Абхазии, – трагическое напоминание о вопиющих нарушениях элементарных прав человека на оккупированных Россией территориях», – написала в соцсетях президент Грузии Саломе Зурабишвили.
Зурабишвили напомнила, что трагедия произошла 10 декабря, в день, когда отмечалось 75-летие со дня принятия Всеобщей декларации прав человека. «Печальная 75-я годовщина!», – добавила она.
Спикер грузинского парламента Шалва Папуашвили в комментарии для прессы подчеркнул важность завершения российской оккупации грузинских территорий.
«Оккупация означает не только нарушение территориальной целостности Грузии, но и, прежде всего, попрание прав человека в регионах, находящихся под оккупацией. Это та зона, которая признана Страсбургским судом находящейся под эффективным контролем России. Соответственно, вызов оккупации важен еще и в том плане, что существует тяжелая ситуация с точки зрения защиты прав человека. Я выражаю соболезнования его (Темура Карбаи) семье. Это еще раз показывает нам, насколько важно, чтобы оккупация закончилась как можно скорее», – заявил Папуашвили.
10 декабря в Абхазии в результате избиения сотрудниками местной милиции погиб гражданин Грузии 43-летний Темур (Виталий) Карбая. Как сообщают родственники Карбаи и грузинские правозащитные НПО, работающие в оккупированных регионах Грузии, а также абхазские медиа-ресурсы, 9 декабря его задержали и до смерти избили местные силовики, в том числе сотрудники так называемой «криминальной милиции». Как сообщает абхазский «Телеграм канал», Карбая умер, «не приходя в сознание», на пути в сухумскую клинику.
Согласно источникам грузинских СМИ, после убийства Темура Карбаи в оккупированном Гали были задержаны около десяти абхазских милиционеров, хотя затем их освободили. Де факто МВД Абхазии заявляет, что смерть этнического грузина наступила в результате увечий, которые он якобы пытался нанести себе сам в изоляторе временного содержания города Гали, куда он попал за неподчинение милиции и «оскорбления» в ее адрес.
Абхазское МВД утверждает, что Карбаю освободили после проведения с ним«профилактической беседы» и что позже он сам обратился в медучреждение «из-за плохого самочувствия».
Омбудсмен Грузии Леван Иоселиани заявил, что «ответственность за предполагаемое нарушение права на жизнь гражданина Грузии лежит на Российской Федерации, поскольку именно последняя осуществляет контроль над оккупированной территорией». Омбудсмен призвал власти Грузии, а также международные правозащитные организации приложить максимальные усилия «для обеспечения эффективного расследования вышеупомянутого факта, наказания виновных и возложения ответственности на Российскую Федерацию».
Омбудсмен напомнил, что всего лишь месяц назад около линии размежевания в Цхинвальском регионе российский военный застрелил 58-летнего жителя села Кирбали Тамаза Гинтури, приехавшего, чтобы помолиться в местной церкви, и что до сих пор не наказаны убийцы еще четырех граждан Грузии — Давида Башарули, Гиги Отхозория, Арчила Татунашвили и Ираклия Кварацхелия, также ставшими жертвами оккупационного режима.
«На этом фоне привлечение международных организаций и международного сообщества в целом особенно важно для предотвращения предполагаемых нарушений права на жизнь», – говорится в заявлении омбудсмена Грузии.
В правящей «Грузинской мечте» заявляют, что в условиях российской оккупации у грузинских властей нет возможности провести полноценное расследование и наказать преступников.
Представители оппозиции говорят в ответ, что вина «Грузинской мечты» – в том, что своей «беспринципной» политикой в отношении России руководство страны способствует созданию иллюзии, что отношения с государством-оккупантом улучшаются, в то время как в действительности отношение Кремля к Грузии не меняется в ответ на «уступки» со стороны Тбилиси. И в частности – что Россия продолжает ущемлять права этнических грузин и аннексировать новые участки грузинских территорий.
«Грузинская мечта» реагирует на все это полным бездействием, рассказывает нам о мнимом мире и лжет общественности, будто политика, которую она проводит, обеспечивает стране безопасность», – считают в оппозиционной партии «Лело».
Напомним, что власти оккупированной Абхазии не выдают проживающим в регионе этническим грузинам так называемые «абхазские паспорта». Поэтому Темур Карбая, несмотря на то, что он проживал в оккупированном Гали, имел лишь паспорт Грузии. В то же время недавно де факто парламент Абхазии внес изменения в закон «Об актах гражданского состояния», предусматривающие право на «восстановление абхазской национальности».
Местные оппоненты нынешних сепаратистских властей выступают против этого шага.
Напомним также, что, по данным переписи населения 1989 года, 48% населения Абхазии составляли грузины, 17% – абхазы и 14,52% – армяне. Сегодня, согласно официальным данным самопровозглашенной Абхазии, число проживающих здесь грузин сократилось до 19,26%, а
доля этнических абхазов выросла до 50,71%.
По данным, которыми оперируют сепаратистские власти, на сегодняшний день армяне составляют 17,32% населения Абхазии. Армянские НПО оспаривают это, утверждая, что имеет место искусственное преуменьшение численности армянского населения в регионе и что в действительности армяне составляют от 35 до 45% нынешнего населения Абхазии.
Форум