Линки доступности

Голливуд после забастовки: «феодалы» студийного альянса пошли на уступки


Офис актерской гильдии в Лос-Анджелесе. AP Photo/Richard Vogel
Офис актерской гильдии в Лос-Анджелесе. AP Photo/Richard Vogel

Самые горячие темы споров – отчисления по стримингу и искусственный интеллект

Забастовка актерского профсоюза SAG-AFTRA завершена благодаря достигнутому компромиссу со студиями, но Голливуд продолжает обсуждать условия исторического соглашения, которое еще должно быть ратифицировано членами этой гильдии.

Подчиняясь давлению членов профсоюза, его руководство обнародовало детали договоренности, ознаменовавшей завершение забастовки, продолжавшейся 118 дней. 128-страничный документ включает меморандум с базовыми условиями соглашения. Нынешняя актерская забастовка, завершившаяся официально 9 ноября, по продолжительности превзошла предыдущий стачечный марафон, когда в 1980 году актеры бастовали 95 дней.

Слезы радости

В циркулярном письме членам актерского профсоюза его национальный директор и главный переговорщик Данкен Крэбтри-Айрленд сообщил, что новые бенефиты и денежные прибавки превысят 1 млрд долл.

«Все эти результаты стали возможны только благодаря вашим жертвам, солидарности и упорству на протяжении всех 118 дней забастовки, - говорится, в частности, в письме. – Они вступят в силу, если вы ратифицируете это соглашение».

Данкен Крэбтри-Айрленд во время пикета у входа на студию «Парамаунт Пикчерз». AP Photo/Chris Pizzello
Данкен Крэбтри-Айрленд во время пикета у входа на студию «Парамаунт Пикчерз». AP Photo/Chris Pizzello

Актерская забастовка завершилась 9 ноября, а два дня спустя национальный совет SAG-AFTRA одобрил трехлетнее соглашение 86 проц. голосов. WGA, гильдия сценаристов Америки, представляющая 11500 драматургов, достигла компромисса со студиями ранее, 27 сентября, что завершило их 148-дневную забастовку.

Впервые актеры получили защиту от конкуренции с «искусственным интеллектом» (ИИ) и существенное повышение зарплаты. Ее минимум возрастет на 7 проц., что на 2 проц. выше, чем аналогичные расценки WGA и Американской гильдии режиссеров DGA. Сделка также предусматривает введение «бонуса за участие в стриминге», а также рост пенсий и отчислений на медицинскую страховку.

Как отмечается в письме, тысячи актеров кино и телевидения заметно улучшат свое материальное положение и смогут остаться в профессии без того, чтобы брать вторую или даже третью работу.

Как заметил в интервью член руководства актерского профсоюза Кевин Уэст, после одобрения соглашения на глазах у многих его коллег были заметны слезы радости. «Окончательное голосование было единогласным, - сказал он. – Это было очень трудно. Обсуждение окончательного варианта контракта шло долгие две недели».

По словам Уэста, «финальный вариант соглашения не назовешь идеальным, - а что может вообще быть идеальным? Но это, безусловно, экстраординарное достижение».

Коллега Уэста Бен Уайтхэйр считает соглашение «огромной победой» актерского профсоюза... Нас переполняют эмоции, - отметил он. - Мы добились исторического результата».

По мнению Уайтхэйра, принципиальной победой можно считать «структурные изменения» в распределении компенсаций за показ фильмов и телесериалов на потоковых (стриминговых) платформах. Он признался, что актерский профсоюз в этом сегменте соглашения не получил всего, что хотел, но заверил, что он и его коллеги обязательно вернутся к переговорам на эту тему через три года.

Шон Остин, член стачечного комитета, подчеркнул, что жертвы, на которые пошли актеры, оказались не напрасны. «Трудно передать чувства, которые нас всех, включая активистов забастовки, переполняют», - сказал он.

Кот в мешке

В прессу просочились детали обсуждения, пожалуй, двух самых сложных вопросов забастовочной повестки дня – использования «искусственного интеллекта» и распределение доходов от стриминга. Стало известно, что Данкен Крэбтри-Айрленд обсуждал этот вопрос непосредственно с Кэрол Ломбардини, главой Альянса кинотелепродюсеров (AMPTP).

Поначалу SAG-AFTRA настаивал на 2 проц. отчислений от стриминга для своих членов. Затем эта цифра была снижена до 1 проц. Но студии упорствовали и уговорили актеров согласиться на расчет от числа стриминговых подписчиков. Netflix и другие потоковые платформы считают, что рано делиться профитом в этой еще очень волатильной области, где высок риск убытков. Альянс студий настоял на том, чтобы отчисления от стриминга касались лишь фильмов и сериалов, принесших реальную прибыль.

Что касается «искусственного интеллекта», то он остается во многом «котом в мешке». Лидеры SAG-AFTRA сообщили газете «Вашингтон пост», что намерены встречаться с представителями студий дважды в год, чтобы обсуждать дальнейшую экспансию ИИ. Пока же стороны описали в соглашении меры защиты индивидуальности актеров от тиражирования имиджей с помощью новых технологий. В соглашении студий со сценаристами оговариваются границы использования ИИ в создании сценариев фильмов и сценариев.

Руководство студийного альянса, как говорится в его заявлении, «довольно достигнутым результатом» и готово возобновить работу по производству «новых интересных проектов».

Знаменательно, что четыре голливудских мэйджора непосредственно приняли участие в финальной фазе переговоров. Во время предыдущих забастовок они делегировали эти обязанности переговорщикам из AMPTP. Но на этот раз четыре лидера – Донна Лэнгли из NBCUniversal, Тэд Сарандос из Netflix, Дэвид Заслав из Warner Bros. Discovery и Боб Айгер из Disney — самолично сели за стол переговоров по вопросам, которые сочли приоритетными. Представители студий несколько раз встретились с Крэбтри-Айрленд и Фрэн Дрешер, главой SAG-AFTRA.

Офис Netflix в Лос-Анджелесе. David Swanson/Reuters
Офис Netflix в Лос-Анджелесе. David Swanson/Reuters

Эксперты сообщают, что забастовка сценаристов, начавшаяся шесть месяцев назад, фактически привела к частичному параличу кинотелепроизводства. Ситуация резко усугубилась, когда в середине июля к сценаристам присоединился гораздо более многочисленный и влиятельный профсоюз актеров. Производственные мощности американской киноиндустрии остановились за исключением небольшого числа независимых проектов. Потускнели кинофестивали, лишившись «красных дорожек» с кинозвездами на мировых премьерах. Отменились сотни пресс-джанкетов и, соответственно, рекламные публикации и подкасты по новым фильмам.

Наблюдатели отмечают, что актеры и сценаристы объявили совместную забастовку впервые после 1960 года, когда главой актерского профсоюза был будущий президент Рональд Рейган, а на экранах блистали Мэрилин Монро и Кэри Грант.

Новая парадигма

Убытки экономики Калифорнии от забастовок актеров и сценаристов, как сообщил губернатор штата Гэвин Ньюсом, превзошли 5 млрд долл. По данным аналитической службы ProdPro, замороженными оказались кинотелепроекты на сумму примерно 10 млрд долларов, что в пересчете на единицы производства означает 176 телесерий и фильмов.

Годовой оборот кинопромышленности этого штата оценивается в 134 млрд долларов. Остановленное двумя одновременными забастовками кинопроизводство лишило работы не только нескольких тысяч бастующих, но и двух миллионов людей разных вспомогательных профессий, включая строителей декораций, гримеров, водителей, поваров, директоров кастинга и статистов для массовых сцен.

Фрэн Дрешер назвала соглашение «историческим» в посте на Instagram и написала «Мы сделали это!!!». Обозреватели подчеркивают, что руководство SAG-AFTRA испытывало сильное давление со стороны агентов, студийного персонала и не в последнюю очередь со стороны самых авторитетных членов актерской гильдии, таких как Джордж Клуни и Бен Аффлек с тем, чтобы завершить затянувшиеся переговоры каким-либо внятным компромиссом.

Фрэн Дрешер (в центре) на победной пресс-конференции актерской гильдии. AP Photo/Richard Vogel
Фрэн Дрешер (в центре) на победной пресс-конференции актерской гильдии. AP Photo/Richard Vogel

Альянс студий отмечает в своем заявлении, что соглашение с актерским профсоюзом «представляет собой новую парадигму» и открывает для его членов возможности получения самых высоких гонораров по новым контрактам за всю историю профсоюза».

Как отмечает газета «Нью-Йорк таймс», мы не знаем, как будет выглядеть Голливуд после забастовки. Одно очевидно: в ближайшие годы «для сценаристов и актеров будет меньше работы, что может свести к минимуму бенефиты, полученные ими в ходе компромиссных договоренностей со студиями».

Еще до забастовок производители телевизионных шоу сократили их число, подчиняясь настроениям инвесторов с Уолл-стрита, добивающихся превращения во многом убыточного стриминга в источник пусть и не большого, но стабильного дохода. Так, пресса сообщила, что Disney, потерявший в 2022 году 4 млрд долл. на стриминге, в этом году сократил семь тысяч рабочих мест.

Характерно, что настроение студий менялось по ходу забастовки. Они стали осознавать, что продолжение конфликта чревато катастрофой для всего кинобизнеса. Остановленный конвейер снова запустить крайне сложно, и растущие убытки стали угрожать планам релизов на ближайшие два-три года. Студии поняли, что подход с позиций силы («мы - мачо, мы сильнее всех») неконструктивен.

«Студийные администраторы традиционно не волновались относительно стоимости рабочей силы, - заявил Крис Кейзер, главный переговорщик WGA после подписания соглашения между сценаристами и студиями. – Их занимала благосклонность Уолл-стрита и поддержание потока инвестиций».

Но студиям пришлось спешно менять свои подходы перед лицом упорного нежелания сценаристов подчиняться их диктату. В результате в контракте предусмотрены дополнительные выплаты сценаристам на общую сумму 233 млн долларов.

Обидная риторика

В последние дни, чтобы хоть как-то компенсировать упущенное время, студии начали лихорадочную гонку по аренде павильонов, приглашению звезд и найму съемочных групп. Но из-за неумолимого приближения рождественского сезона многие сочли правильным отложить самые перспективные новые проекты до января.

Нельзя сбрасывать со счетов и остающуюся психологическую напряженность. После полугода горячих споров, когда стороны нередко пускали в ход обидную риторику, потребуется время, чтобы восстановить деловую и дружескую атмосферу. Напомним, что представители актеров называли студии «феодалами».

Впрочем, остается по меньшей мере одна категория кинопрофессионалов Голливуда, которая по-прежнему считает себя обиженной. Речь идет о каскадерах-дублерах, которые выполняют разнообразные и нередко опасные трюки на съемочной площадке, заменяя актеров-звезд.

«Я в шоке от того, что новый контракт продолжает наносить ущерб нашей профессии, - заявила в интервью газете «Нью-Йорк пост» Хайди Паско, член Ассоциации женщин-каскадеров. – Наши интересы сильно ущемляют и нас не слушают. Нас не так много, чтобы наш голос зазвучал для всех».

По мнению Паско, к ее коллегам по профессии относятся как к «шкодливым приемным детям». Она считает, что новое соглашение недостаточно весомо, чтобы помешать студиям создавать «цифровые реплики» актеров и заменять ими живых каскадеров. Кэти Роу, коллега Паско, предсказывает, что студии начнут полностью заменять каскадеров «дигитальными дублерами» уже через несколько лет.

Впрочем, трюкач из фантастического сериала «Мир Дикого Запада» (Westworld) Джеймс Крок считает эти опасения напрасными. Он убежден, что режиссеры всегда отдадут предпочтение человеку-дублеру и наймут профессионального каскадера.

Как сообщил сайт The Hollywood Reporter, члены SAG-AFTRA должны проголосовать за или против ратификации соглашения со студиями до 5 декабря.

Форум

XS
SM
MD
LG