Линки доступности

Петр Тодоровский: последний киноромантик фронтового поколения


Петр и Мира Тодоровские. Монреаль. 1998 год
Петр и Мира Тодоровские. Монреаль. 1998 год

Умер режиссер «Военно-полевого романа» и «Интердевочки»

Уход Петра Тодоровского печален и неотвратим. Словно лопнула последняя струна на видавшей виды гитаре. Ведь Петр Ефимович был не только замечательным режиссером и актером, фильмы которого любили и любят несколько поколений зрителей. Второй его страстью после кинематографа, а может, и первой, была музыка. Он сочинял песни, прекрасно играл на гитаре, пел романсы, городские баллады и вместе с Сергеем Никитиным записал два диска.

Создатель «Военно-полевого романа», «Интердевочки» и еще многих других фильмов скончался в ночь на пятницу в Москве, в одной из клиник, на 88-м году жизни. Тодоровского давно беспокоили сердечные боли, и он проходил курс лечения от стенокардии и ишемической болезни. Несколько дней назад его вновь доставили в больницу с сердечным приступом, от которого он так и не смог оправиться...

Мне посчастливилось общаться с Петром Тодоровским несколько раз, в том числе в пору его фестивальных триумфов. В октябре 1993 года на кинофестивале в Токио его лента «Анкор! Еще анкор!» получила приз за лучший сценарий. В последнюю ночь в столице Японии в гостиничном номере, где остановились Петр Ефимович и его жена Мира, муза, соавтор и продюсер режиссера, мы отмечали успех мастера. В углу светился экран телевизора, в котором вдруг появилась Москва. Началось трагическое противостояние Ельцина с парламентом, и, конечно же, праздничное настроение за столом тут же улетучилось. Петр Ефимович пытался по давней привычке шутить, «держать арену», но глаза выдавали его тревогу...

В августе 1998 года мы вновь встретились, на этот раз на Монреальском кинофестивале, где показывалась картина Тодоровского «Ретро втроем», ремейк классической российской немой ленты «Третья Мещанская». Лента показывалась вне конкурса, так что по идее авторы (Тодоровский, конечно же, был вместе с Мирой) могли расслабиться. Но не тут-то было: в эти дни произошел обвал рубля, и, помню, изрядную часть нашего разговора супруги Тодоровские громко сокрушались. Они, как говорится, сильно «попали» со своими продюсерскими проектами. Причем пострадали из-за собственной порядочности – хранили деньги, как полагается, в банке, а не в виде «нала» под подушкой.

Что характерно для Петра Ефимовича, он и в этой плачевной ситуации все перевел в шутку. Сказал мне, что раз с кино стало худо, «он наденет маску, установит усилитель, сядет на Арбате в подземном переходе и будет играть на гитаре, на жизнь зарабатывать... На хлеб хватит, если, конечно, будет хлеб. Правда, на соль уже не хватит».

Петр Тодоровский относится к практически уже ушедшему поколению фронтовиков, которые с передовой на гражданку принесли не суровость и непримиримость, что было бы вроде логично после страшной войны, а нежность и теплоту. Победительная доброта, высокая романтика, неиссякаемый лиризм и юмор пропитывают большинство фильмов, снятых Петром Тодоровским.

Он родился в 1925 году в городе Бобринец, на Украине. Во время войны был командиром минометного взвода, дошел до Эльбы, был ранен, награжден орденами и медалями за храбрость и мужество. Закончил операторский факультет ВГИКа в 1954 году. Начинал помощником оператора на «Молдова-фильм» и на Одесской киностудии. Как оператор снял этапные для советского кино фильмы «Весна на Заречной улице», «Жажда», «Два Федора» и другие.

Уже один из первых его фильмов в качестве режиссера-постановщика, «Фокусник», с неподражаемым Зиновием Гердтом в главной роли, был «положен на полку» как «идеологически невыдержанный».

Большую популярность принесли Петру Тодоровскому фильмы «Верность», «Городской романс», «Любимая женщина механика Гаврилова», «По главной улице с оркестром», «Анкор! Еще анкор!».

Бесспорным его творческим достижением стала щемяще-ностальгическая мелодрама «Военно-полевой роман» (1983), в котором центральный «любовный треугольник» блестяще разыгран актерами Николаем Бурляевым, Инной Чуриковой и Натальей Андрейченко. Фильм был номинирован на «Оскара» в иностранной категории.

В перестроечные годы имя Тодоровского вновь на слуху благодаря небывалому прокатному успеху «Интердевочки», экранизации повести Владимира Кунина о злоключениях в Швеции бывшей медсестры, а ныне валютной проститутки. Эта роль принесла широкую известность Елене Яковлевой, одной из самых любимых актрис Тодоровского, сыгравшей у него в четырех фильмах.

«Я вообще люблю такие локальные, камерные сюжеты, когда личность, характер можно покрутить и так, и эдак, рассмотреть со всех сторон. Тем более что мужчина и женщина – это вечная и манящая проблема», – сказал мне в том монреальском интервью Тодоровский о своей ленте «Ретро втроем». Это высказывание можно смело отнести ко многим его картинам, где почти всегда в центре сюжета – история женщины, кипение страстей, любовь, иногда свершившаяся, а чаще несбыточная.

Первым браком Петр Тодоровский был женат на актрисе Надежде Чередниченко, с которой он расстался в 1961 году. Главной жизненной опорой для него на всю жизнь стала «любимая женщина режиссера Тодоровского» Мира, неутомимый продюсер и соратница, глава семейной кинофирмы «Мирабель». Их сын Валерий Тодоровский – один из ведущих российских кинорежиссеров и продюсеров своего поколения, постановщик таких заметных фильмов, как «Страна глухих» и «Стиляги».

«Юрий Трифонов подводил предварительные итоги, – пишет на своей странице в Facebook московский кинокритик Елена Стишова. – Настало время итогов окончательных. Уход Петра Ефимыча – знак беды непоправимой и неотвратимой. С ним уходит святое поколение “русских мальчиков”... Тодоровский всегда рифмовался у меня с Окуджавой. Общая судьба, сходные мотивы, сходная тональность. “... всегда ты в походе, и только одно отрывает от сна: куда мы уходим, когда над землею бушует весна...”».

Последние три фильма Тодоровского-старшего, «Жизнь забавами полна», «В созвездии быка» и «Риорита», вновь переносят зрителя в давние уже года войны, на передовую и в тыл, в быт коммуналки, словом, в мир дорогих сердцу режиссера воспоминаний, которым он оставался верен до последней минуты.

С нами же останутся его нежные, теплые, пронзительной человечности фильмы, красивые гитарные переборы и хрипловатый голос: «Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот, на площадке танцевальной сорок первый год»...
XS
SM
MD
LG