Линки доступности

«В России журналистику сначала сделали политической деятельностью, а потом и преступной»


Российские журналисты-расследователи о ситуации с преследованием прессы в стране на протяжении всего последнего года

Пятницу российские журналисты называют роковой. Именно в этот день недели власти уже не раз объявляли о расширении списка иностранных агентов и нежелательных организаций, а также приходили с обысками к журналистам-расследователям и правозащитникам. К примеру, в пятницу, 23 апреля, издание «Медуза» было признано в России «иностранным агентом». В пятницу, 20 августа, минюст включил в этот реестр телеканал «Дождь» и издание «Важные истории». А в прошлую пятницу, 8 октября, аналогичный статус получили еще более 10 журналистов и организаций, включая Bellingcat.

В рамках онлайн-дискуссии вашингтонского Института Кеннана, который специализируется на исследованиях по России и Евразии, журналисты-расследователи рассказывали о том, с чем сталкиваются они и все, кто занимается российской проблематикой.

«Раньше пятница была хорошим днем: конец недели, можно было пойти в бар. Теперь же мы живем в полном ужасе. Мы просыпаемся в пятницу и не знаем, не объявят ли нас к вечеру врагами государства. Это держит нас в страхе не только потому, что мы можем потерять работу. Страдает вся наша профессия. Кроме того, мы теряем свои источники информации» , - сказала спецкор «Медузы» Светлана Рейтер в своем выступлении.

По ее словам, расследование группы журналистов из разных стран мира «Архив Пандоры» - по следам самой крупной утечки данных об офшорах - стало для многих российских журналистов напоминанием о том, что они все еще могут делать свою работу. Из россиян над «Архивом Пандоры» работали журналисты «Важных историй».

«Все время с помощью пропагандистской машины власти показывают, что являются самыми настоящими патриотами и не одобряют то, что происходит на Западе, в Европе. Они показывают это российской аудитории 24 часа в сутки, но, в то же время, люди, которые управляют пропагандистской машиной, принимают решения и создают эту самую пропаганду», - подчеркнул журналист «Важных историй» Роман Шлейнов, участвовавший в расследовании.

По словам репортера, самые близкие к Владимиру Путину люди и его родственники используют офшоры в течение многих лет.

«Это мы видели еще, когда были опубликованы «Панамские документы», и это получило подтверждение сейчас, когда мы узнали о новых офшорных схемах. Там все имена, начиная от банкиров и заканчивая предпринимателями, близкими к Путину, - его друзья еще со времен жизни в Санкт-Петербурге», - добавил Шлейнов.

Такие расследования востребованы российской аудиторией, но работать, когда из журналистов делают угрозу для государства, им стало намного сложнее.

«В сегодняшней России крайне показательно, что работа журналиста рассматривается в качестве политической деятельности. Это отражено теперь и в законодательстве, и этим продиктованы действия правоохранительных органов. Теперь независимая деятельность в России - преступление. Людей, которые позволяют себе критиковать власть, могут в любое время признать иностранными агентами или экстремистами, что случилось с фондом Навального. Статус экстремиста - по сути обвинение в терроризме. Любой контакт с такой организацией может стать причиной для уголовного преследований граждан России - простая публикация в Фейсбуке, ретвит или пожертвование. Таким образом мы увидели, как журналистику сначала сделали политической деятельностью, а потом и преступной», - сказал старший советник Института Кеннана Сергей Пархоменко.

Журналист-расследователь Центра по исследованию коррупции и организованной преступности Илья Лазовский также участвовал в расследовании об офшорах политиков и бизнесменов. В частности, он раскрыл информацию о президенте Азербайджана Ильхаме Алиеве и его родственниках, которые приобрели в Великобритании недвижимость почти на 700 миллионов долларов.

«Такие истории, как с “Архивом Пандоры”, будут продолжаться. Думаю, важно, чтобы по следам таких расследований были приняты какие-то меры. Мы не хотим, чтобы все это ограничилось циничным отношением к происходящему. Мы видим, что Европарламент обсуждает этот вопрос на высоком уровне. Мы видим, что в США был представлен законопроект, который в случае утверждения потребует от тех, кто предоставляет услуги состоятельным иностранцам, тщательнее изучать, с кем они на самом деле имеют дело», - отметил журналист Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) Илья Лазовский.

Решение присудить Нобелевскую премию мира 2021 года главному редактору «Новой газеты» Дмитрию Муратову его коллеги по цеху назвали своевременным напоминанием о значимости работы журналистов. И журналистских расследований в том числе.

  • 16x9 Image

    Ануш Аветисян

    С 2012 - продюсер и корреспондент Русской службы "Голоса Америки" в Вашингтоне. Выпускница факультета журналистики Северо-Кавказского федерального университета. Основные направления деятельности - социальные вопросы, права женщин, политика и культура

XS
SM
MD
LG