Линки доступности

Оюб Титиев: «В Чечне давно уже стали нормой незаконные аресты и фабрикация уголовных дел»


Оюб Титиев на суде в Грозном. 18 июля 2018 г.
Оюб Титиев на суде в Грозном. 18 июля 2018 г.

Чеченский правозащитник, находящийся под судом по сфабрикованному обвинению, удостоен премии Вацлава Гавела

Находящийся под судом правозащитник из Чечни Оюб Титиев удостоен международной премии имени Вацлава Гавела, ежегодно присуждаемой «за гражданское мужество и выдающиеся достижения в области прав человека». Об этом сообщается в понедельник, 8 октября на сайте ПЦ «Мемориал».

В правозащитном сообществе убеждены, что дело против Титиева грубо сфальсифицировано. В «Мемориале» считают, что его преследование — не что иное, как месть республиканских властей за правозащитную деятельность.

Премия имени Вацлава Гавела была учреждена Парламентской ассамблеей Совета Европы, Библиотекой Вацлава Гавела в Праге и чешским фондом «Хартия 77». Ее лауреатами в разные годы становились: белорусский правозащитник Алесь Беляцкий, основатель организации по независимому мониторингу выборов в Азербайджане Анар Мамедли, ветеран российского правозащитного движения, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и другие.

Церемония вручения премии прошла в Страсбурге. Текст обращения Оюба Титиева с трибуны Парламентской ассамблеи Совета Европы
зачитал председатель Совета ПЦ «Мемориал» Александр Черкасов.

«На моей родине, в Чечне, давно уже стали нормой незаконные аресты и фабрикация уголовных дел, – говорится, в частности, в послании. – Мое дело – тому пример, и, поверьте, не самый страшный: как правило, фабрикация дел сопровождается угрозами и пытками».

По словам правозащитника, фальсификация уголовных дел в Чечне давно стала системой, а «условия в российской пенитенциарной системе такие, что их не заслужили и те, кто, возможно, виновен».

«Отсутствие справедливости, основанной на законе, уважения к закону, — будь то Европейская конвенция, российское право, шариат или неписанные горские законы, адаты, – одна из наших главных проблем, – указывает Титиев. – Сегодня вместо этого господствует право силы и решения правителей, не основанные на законах».

По оценке правозащитника, как в Чечне, так и России действует не просто система безнаказанности: «Рискну назвать это цепью безнаказанности: те, кто не понес наказание за преступления, совершенные на одной войне, участвуют во все новых войнах и совершают все новые преступления», – резюмировал он.

Вместе с тем Оюб Титиев выразил уверенность в том, что работа по защите прав человека в Чечне и в России в целом должна быть продолжена, а международная солидарность может этому помочь.

По случаю присуждения премии Титиеву Русская служба «Голоса Америки» обратилась за комментарием к члену правления общества «Мемориал», лауреату премии «За свободу мысли» имени Андрея Сахарова Олегу Орлову.

Виктор Владимиров: Премия – это замечательно, но как, по-вашему, она способна отразиться на положении Оюба Титиева?

Олег Орлов: Думаю, что премия имени Вацлава Гавела обязательно положительно скажется на судьбе Оюба Титиева, тут нет никаких сомнений, другое дело, в какой степени. Это вопрос открытый, я на него даже не берусь ответить. Присуждение такой престижной премии человеку, который находится под судом по несправедливому обвинению, безусловно, окажет влияние хотя бы тем, что сильно привлечет внимание прессы и общественности к этому вопиющему, совершенно безобразному делу. А как это повлияет на суд, думаю, одному Рамзану Кадырову известно. Потому что в республике все решает господин Кадыров. Поживем – увидим. Для меня самое важное заключается в том, как это скажется на настроении и самочувствии Оюба. Я очень рад, что он получил эту премию. Уверен, что, когда завтра мои коллеги его с этим поздравят, ему будет очень приятно. А в условиях, в которых находится правозащитник, очень важно внутреннее самоощущение человека. Он, конечно, боец, очень крепкий человек, но все равно ему нужна поддержка, и премия станет ему большим подспорьем.

В.В: Не кажется ли вам, что в мире это дело носит гораздо более резонансный характер, чем в России?

О.О.: Мне кажется, что дело Титиева довольно широко известно в стране – насколько это возможно в условиях авторитарного режима, когда отсутствует свобода прессы. Но, учитывая последнее обстоятельство, по-моему, в России это дело получило все же достаточно громкое звучание.

В.В: Кремль не может или не хочет вмешиваться в процесс, который явно негативно бьет по имиджу страны?

О.О.: Думаю, Кремль по каким-то причинам не хочет вмешиваться в дело. При этом похожих дел (в республике) так много, что давно нужно было указать господину Кадырову на абсолютно недопустимые вещи, которые он творит и которые бьют по имиджу страны со страшной силой. Не хочется сейчас повторять перечень совершенно возмутительных действий Кадырова. Он слишком длинен. Но Кремль упорно молчит. У него же много разных башен. Видимо, до сих пор побеждают те из них, которые ставят на то, что с Кадыровым не стоит портить отношения.

В.В: В своем обращении правозащитник подчеркнул, что федеральная власть некогда «делегировала властям Чечни полномочия применять незаконное насилие». Но то было в годы войны, а с чем сейчас власти борются в республике в лице Титиева?

О.О.: С гласностью, с правдой, с тем, чтобы из Чечни исходила лишь “положительная информация”. Из республики должны поступать только хорошие новости или никаких. А все, что этому мешает, должно быть уничтожено. Это свойство любого тоталитарного режима. Режим в Чечне может поддерживать себя только воспроизводством нового и нового незаконного насилия, а если хотите – государственного террора. Такой режим только так и может существовать.

XS
SM
MD
LG