Линки доступности

От «Курска» до Курска. Бои в Курской области и нарративы Кремля


«Вторжение», «очередная масштабная провокация», «все под контролем», «Россия побеждает». Ксения Туркова анализирует пропагандистский словарь, который использует Кремль, рассказывая о Курске.

От «Курска» в кавычках до Курска без кавычек — так, не сговариваясь, обозначили происходящее в Курской области некоторые блогеры.

Впрочем, помимо ассоциации с подлодкой «Курск», ставшей в каком-то смысле символом начала путинской эпохи, есть и другая историческая отсылка. «Битва на Курской дуге 2.0» — сейчас можно увидеть и такие заголовки. А фраза «Под Курском идут бои» прямо отсылает к словарю Второй мировой войны, как это было и после 24 февраля, когда в четыре утра бомбили Киев.


Ассоциативный ряд событий в Курске не только отбрасывает нас в прошлое (а на историческом фрейминге Кремль уже давно строит что-то вроде национальной идеи России), но и, с другой стороны, показывает символизм путинской эпохи: от вранья о подлодке, которое все хорошо помнят, — до откровенно лицемерных заявлений о ситуации в Курске.

Именно так высказывания Кремля охарактеризовал представитель Госдепартамента США Мэттью Миллер: «Я видел сообщение российских властей о провокации Украины. It's a bit rich coming from them». Английское выражение that’s rich означает именно лицемерное высказывание, обвинение, которое, собственно, относится к тому, кто обвиняет.

Говоришь на меня — переводишь на себя. Российская власть уже давно использует этот принцип отзеркаливания, а с началом полномасштабной войны сделала его едва ли не основным инструментом пропаганды и создания перевернутой реальности.

Владимир Путин охарактеризовал атаку ВСУ в Курской области как «очередную масштабную провокацию», в ходе которой ведется «неизбирательная стрельба из разных видов оружия, в том числе ракетного, по гражданским зданиям и жилым домам, машинам скорой помощи».

В Госдепе говорят: какая же это провокация, если сама Россия нарушила территориальную целостность и суверенитет Украины еще в 2014 году?

Более того, российские чиновники, описывая ситуацию в Курске, используют слова «вторжение» и «вторглись» — то есть точно такую же лексику, которую использует весь мир, говоря о действиях России в Украине.

В нынешних заявлениях российских чиновников о Курске мы можем увидеть основные нарративы России о войне.

Например, о том, как якобы варварски Украина проводит мобилизацию, которой сопротивляются измученные киевским режимом украинцы. Так, первый зампред комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев в разговоре с каналом RTVI высказал мнение, что ВСУ могли набрать несколько дополнительных бригад в результате «варварской мобилизации», и что им проще совершить атаку на приграничные населенные пункты с мирным населением, чем проявить себя на поле боя. Напомню, что фейки об ужасах украинской мобилизации, по данным фактчекинговых ресурсов, в частности, StopFake, входят в число самых частотных.

Еще один хорошо знакомый нарратив: Запад устал от войны, но Украина хочет во что бы то ни стало добиться новой помощи. Именно такую версию высказал первый зампред комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа. «В связи с тем, что обстановка для ВСУ уже несколько месяцев практически на всех направлениях тяжелая, [цель атаки —] отвлечь внимание мира и показать, что ВСУ продолжают сопротивляться и просят всяческой поддержки — как вооружениями, так и финансово», — цитирует Чепу RTVI. Стоит напомнить, что западные лидеры при этом не перестают заявлять, что поддержка Украины не прекратится. К примеру, в конце июля на Форуме по безопасности в Аспене, штат Колорадо, госсекретарь США Энтони Блинкен заявил: «Кого бы ни избрали следующим президентом страны, Вашингтон имеет обязательства поддерживать Украину по крайней мере 10 лет».

Знакомый пропагандистский нарратив номер три: «Все под контролем». Именно эту фразу и произносят представители местной власти, и публикуют в качестве заголовков региональные российские медиа.

В частности, глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий уверяет, что российские войска «держат ситуацию под контролем». Вторит ему и депутат Госдумы от Курской области Николай Иванов, по словам которого «власти стараются не выпускать ситуацию из-под контроля». Иванов утверждает, что людям помогают эвакуироваться, однако независимые российские издания, в частности«Верстка», пишут, что все наоборот: власти не помогают ничем, и помощь местные жители получают только от волонтеров. «Самое главное сейчас — не допустить паники, — говорит депутат Иванов. — Паника — это страшное дело, когда неорганизованно и толпами люди начинают покидать свои места жительства, не зная куда и как, поэтому надо соблюдать спокойствие, не верить фейкам, а верить только официальным каналам».

Выражение «все под контролем» уже давно превратилось в мем, своеобразную мантру российской власти, которая идет в ход всякий раз, когда ситуация как раз выходит из-под контроля.

В то же время самые тиражные российские газеты — «Московский Комсомолец» и «Аргументы и Факты» — сообщают о «панике» не в России, а в Украине! Как заметило издание «Агентство», в четверг обе эти газеты опубликовали статьи с одинаковым названием «”Теперь нам конец”. Украинцы впали в панику после атаки ВСУ под Курском». Оба материала опираются на анонимные комментарии под постом в неназванном украинском телеграм-канале.

Впрочем, в ход идут не только такие приемы, как отзеркаливание ситуации на противника и повторение формулы «все под контролем», но и заявления об успехах России. «Агентство» также отмечает, что за последние три дня российские власти шесть раз заявляли о «победах» в Курской области. Об этом, в частности, докладывали временно исполняющий обязанности губернатора региона Алексей Смирнов, Центр общественных связей ФСБ, начальник Генштаба Валерий Герасимов и пресс-служба Минобороны. При этом за каждой такой победной реляцией следовала новость об ухудшении обстановки на приграничных территориях.

Как и в любой острой ситуации, пропаганда забрасывает аудиторию противоречивыми месседжами. С одной стороны, российское телевидение толком не рассказывает о том, что именно происходит в Курской области. С другой — показывает многочисленные репортажи о том, как буквально вся страна собирает для местных жителей гуманитарную помощь. Но в таком случае – на что и почему?

С одной стороны, власти рассказывают о том, что противник не продвинулся, а у России все под контролем, а с другой — заявляют, что нужен жесткий ответ «киевскому режиму» за «вторжение».

Кроме того, стоит отметить и отход от одного из главных российских нарративов — о так называемых мирных переговорах. Лидер «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов уже заявил, что никакие переговоры с «неонацистским» режимом невозможны и он подлежит уничтожению. А Дмитрий Медведев в своем телеграм-канале написал: «Можно и нужно идти на земли пока ещё существующей Украины. До Одессы, до Харькова, до Днепропетровска, до Николаева. До Киева и дальше. Не должно быть никаких ограничений в смысле неких кем-то признаваемых границ Украинского рейха». Мы остановимся только тогда, когда посчитаем для себя это приемлемым и выгодным».

В свою очередь, автор шуточного микроблога «Перзидент Роисси», пародируя пропагандистский прием отзеркаливания, написал: «Самое важное сейчас — это немедленно остановить кровопролитие. Россия должна передать Украине Курскую, Белгородскую, Брянскую, Орловскую, Калужскую и Воронежскую области. Неважно, кому принадлежат эти территории. Важно, чтобы перестали гибнуть мирные люди».

  • 16x9 Image

    Ксения Туркова

    Журналист, теле- и радиоведущая, филолог. Начинала как корреспондент и ведущая на НТВ под руководством Евгения Киселева, работала на каналах ТВ6, ТВС, РЕН ТВ, радиостанциях "Эхо Москвы", "Сити FM", "Коммерсантъ FM". С 2013 по 2017 годы жила и работала в Киеве, участвовала в создании информационной радиостанции "Радио Вести", руководила русскоязычным вещанием украинского канала Hromadske TV, была ведущей и исполнительным продюсером. С 2017 работает на "Голосе Америки" в Вашингтоне.

Форум

XS
SM
MD
LG