Линки доступности

Казахстан в ОБСЕ председательствует и трансформируется


В январе Казахстан приступил к обязанностям председателя ОБСЕ в 2010 году. По этому случаю Госдепартамент США сделал ряд заявлений, в которых подчеркивается партнерский характер американо-казахстанских отношений и отмечается символизм того, что впервые ОБСЕ возглавила страна к востоку от Вены.

США и Казахстан будут совместно стремиться к миру, экономическому развитию и процветанию, заявил 20 января в Вашингтоне Роберт Блейк, помощник госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии: «Мы стремимся к демократическим ценностям и правам человека, которые объединяют свободные страны во взаимном доверии и уважении. Мы хотим видеть регион, где установлены хорошие отношения между соседями – между Россией, Китаем и Афганистаном – всеми другими странами и, конечно же, с Соединенными Штатами».

В первые дни февраля министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев в качестве председателя ОБСЕ проводит встречи и консультации в Вашингтоне. В этой поездке г-на Саудабаева сопровождает Пол Фрич, директор офиса Генерального секретаря ОБСЕ. П. Фрич дал интервью «Голосу Америки».

Инна Дубинская: 2 февраля на слушаниях в Хельсинкской комиссии американского Конгресса с участием министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева председатель этой комиссии сенатор Бен Кардин отметил, что Казахстан – «первая страна-председатель ОБСЕ, которая в ежегодном докладе Freedom House названа несвободной». Каково значение этого фактора для миссии ОБСЕ, суть которой состоит в поддержке соблюдения прав человека и законности, и в содействии развитию демократии?

Пол Фрич: Этот вопрос очень много обсуждался перед тем, как страны-участники ОБСЕ приняли решение о председательстве Казахстана (2007 год, Мадрид, – прим. И.Д.). Ясно, что Казахстан является государством, переживающим переходный период, и что демократический процесс внутри страны еще развивается. Об этом говорил сам министр Саудабаев в ходе слушаний в Хельсинкской комиссии. Интерес к процессу демократической трансформации в Казахстане – большой со стороны других стран-участников ОБСЕ. Именно поэтому они так заинтересованы работать вместе с казахстанскими властями в рамках ОБСЕ, чтобы способствовать этому процессу.

И.Д.: Казахстан предлагает провести у себя в этом году саммит 56-ти стран-членов ОБСЕ, посвященный проблемам безопасности. Эта идея находит поддержку в США. Готовы ли все страны к обсуждению этих проблем, и о чем будут говорить на саммите?

П.Ф.: В принципе, все поддерживают эту инициативу Казахстана. В прошлый раз, когда состоялся саммит в рамках ОБСЕ более 10 лет назад, в 1999 году в Стамбуле, уже был консенсус, что пора провести такое мероприятие. Вопрос в том, как и по каким проблемам. Ряд стран, в том числе и США, говорят, что надо детально проработать в Вене существо повестки дня встречи глав государств.

Разумеется, внутри ОБСЕ идет ряд интересных процессов, и в первую очередь, так называемый «Корфуский процесс» (начавшийся неформально год назад как встреча министров иностранных дел стран ОБСЕ на острове Корфу, – прим. И.Д.), который является диалогом о европейской безопасности во всех трех измерениях ОБСЕ: в политических и военных вопросах, в вопросах экономики и в человеческом измерении, то есть в вопросах соблюдения прав человека и демократических стандартов. Мы знаем, что у наших стран-участников разные позиции по всем этим вопросам. Так что нам есть о чем поговорить – как должна работать фундаментальная система евро-атлантической и европейской безопасности.

И.Д.: Если саммит состоится осенью, то среди вопросов, которые будут включены в его повестку, вероятно, будут и терроризм, и интернет, и свобода СМИ. Где грань между свободой СМИ и интересами безопасности?

П.Ф.: Да, об этом надо поговорить. Это непростые вопросы и для США. Но ясно, что существуют разные позиции к западу и к востоку от Вены: идут процессы интеграции внутри НАТО и внутри Евросоюза, есть российская перспектива, которую выражает президент Медведев, в том числе в контексте его собственного проекта нового договора о европейской безопасности; есть разные позиции других государств, которые не входят в состав ни НАТО, ни Евросоюза, ни ОДКБ, и у которых есть свои собственные взгляды.

И.Д.: Временный поверенный в делах США Кэрол Фуллер на заседании Постоянного совета в Вене 15 января заявила о готовности США сотрудничать с Казахстаном, «включая продолжение нашей позитивной работы в рамках процесса Корфу с фокусом на Афганистан», а также подчеркнула, что «работа ОБСЕ по человеческому измерению является одним из главных приоритетов, где к выполнению обязательств нужно относиться самым серьезным образом». Она не называла конкретных имен и стран, но выразила обеспокоенность по поводу «резкого возрастания опасностей, с которыми сталкиваются журналисты во всем регионе ОБСЕ, и сужения пространства для деятельности независимых и плюралистических средств массовой информации, особенно в сфере теле- и радиовещания». Каков подход стран ОБСЕ к решению подобных проблем?

П.Ф.:
Да, это приоритет и для США, и для многих других стран-участников ОБСЕ. Это очень важная область работы структур ОБСЕ.

И.Д.: Что конкретно делается в этом плане?

П.Ф.: Эти вопросы на повестке дня в рамках «Корфуского процесса», и мы также ждем конкретных предложений со стороны государств-участников ОБСЕ. Для казахстанского председательства – очень важная задача, чтобы этот процесс продолжался, и чтобы мы достигли консенсуса по этой миссии ОБСЕ.

И.Д.: Какие последствия могут быть для стран ОБСЕ, которые не выполняют принятые на себя обязательства, в том числе по вопросам человеческого измерения и соблюдения прав человека?

П.Ф.: Процесс оценки выполнения обязательств всеми странами ОБСЕ обсуждается в рамках «Корфуского процесса». И я уверен, что если мы успеем организовать саммит ОБСЕ в этом году, то выполнение этих обязательств будет в повестке дня глав государств и правительств.

Как вы знаете, ОБСЕ является сообществом, и у нас нет конкретных механизмов наказания того или иного государства за невыполнение обязательств. У нас речь идет о транспарентности, о диалоге, и каждую неделю у каждого государства ОБСЕ есть возможность оценить свой послужной список во всех трех измерениях работы ОБСЕ, а также задать конкретные вопросы правительствам других государств.

И.Д.: Спасибо, Пол, что вы нашли время для разговора с «Голосом Америки».

XS
SM
MD
LG