Решение Киноакадемии присудить фильму «Паразиты» победу в номинации «Лучший фильм» стало главной сенсацией церемонии. Неожиданность решения критиков было вызвана не тем фактом, что южнокорейская картина смогла обойти главного фаворита – военную драму Сэма Мендеса «1917». Сенсационным стал тот факт, что одна и та же лента впервые в истории смогла получить статуэтки в категориях «Лучший фильм» и «Лучший международный фильм».
Категория «Лучший международный художественный фильм» – единственная номинация, на которую могут претендовать иностранные кинематографисты. По оскаровским меркам, сложно назвать эту категорию престижной: чаще всего внимание к лауреатам обращено лишь со стороны зрителей той страны, которую и представляет фильм-победитель.
Неудивительно, что триумф «Паразитов» создал у многих впечатление о растущей интернационализации «Оскара» и намек на то, что второстепенной номинации теперь будет уделяться более пристальное внимание. В это же время, многие увидели в победе фильма очередную попытку кинокритиков ответить на обвинения в слишком «белом “Оскаре”». Какими бы ни были мотивы жюри, но зрители, интернет-сообщество и кинокритики согласились, что сатирическая драма Пон Чжун Хо о социальном неравенстве получила награду более, чем заслуженно.
Почетная премия
Призы иностранным деятелям кино появился далеко не сразу. В «золотой век» Голливуда церемония «Оскара» воспринималась, как символ американской киноиндустрии. «Оскар» работал по правилам Голливуда, и нестандартные для американской «фабрики грез» художественные решения долгое время оставались за бортом кинопремии.
В 1947 году Киноакадемия учредила Почетную награду за лучший фильм на иностранном языке, однако присуждение премии происходило от случая к случаю. Регулярным вручение международного «Оскара» началось лишь в 1956 году, когда Киноакадемия окончательно определилась с номинацией, названной «Лучший фильм на иностранном языке».
Принципиальное отличие этого «Оскара» от других наград в том, что победителем является не конкретный человек, а страна. Режиссеру позволялось лишь выйти на сцену за заветной статуэткой, и, во многих случаях, оставить ее себе. Так, фильмы Федерико Феллини четыре раза побеждали в номинации, однако формально культовый итальянский режиссер не является обладателем «Оскара».
Фильм «Паразиты» стал первым лауреатом этой награды, получившим премию под новым названием: с этого года номинация звучит как «Лучший международный художественный фильм».
Какие страны получали международный «Оскар»?
Свои картины на этот конкурс представляли большинство стран мира. Но попасть в шорт-лист Киноакадемии удавалось лишь фильмам из примерно 60-ти государств, причем вдвое меньшему числу стран удавалось получить заветную награду. Одержать победу удавалось не только гигантам мирового кино (например, Италии и Франции), но и государствам, чья киноиндустрия малоизвестна даже среди кинокритиков – Алжиру или Кот-д’Ивуару.
Самым частым обладателем «Оскара» является Италия, которая 31 раз становилась номинантом и 14 раз – победителем. Сохранять лидерство Италии удавалось вплоть до конца XX века: премию регулярно получали такие мэтры, как Федерико Феллини и Витторио Де Сика, а в 90-е – Джузеппе Торнаторе, Роберто Бениньи и Габриэле Сальваторес.
Не отставала и Франция, которая, несмотря на меньшее число побед, получила наибольшее число номинаций в истории – 39. Намного более скромными результатами могут похвастаться другие европейские государства, где число победителей, в зависимости от страны, варьировалось от одного до четырех.
Среди азиатских стран, безусловный фаворит по числу побед и номинаций – Япония. 3 из 16 номинаций принес стране культовый режиссер Акира Куросава, притом победить ему удавалось лишь дважды: за фильм в жанре дзидайгэки «Расёмон» и экранизацию повести Владимира Арсеньева «Дерсу Узала» (фильм был представлен от Советского Союза).
В период Холодной войны большинство номинаций получали европейские режиссеры, и лишь изредка в шорт-лист могли попасть картины Мексики, Израиля, Бразилии или африканских государств. Ситуация стала постепенно меняться на рубеже веков: в списках номинантов появились такие страны, как Казахстан, Вьетнам, КНР, Тайвань, Канада, Австралия, Ливан, Иран...
Сегодня попасть в номинации сложнее, чем когда бы то ни было: если в 70-е число подаваемых фильмов редко превышало два десятка, сегодня число их число стремится к сотне. К примеру, из-за низкого конкурса в 1957 году (в тот год лауреатом премии стал фильм Феллини «Дорога») вероятность получения «Оскара» для режиссера составляла 1 к 8.
«Оскар» за «Железным занавесом»
Несмотря на неприятие «капиталистической» голливудской премии, советское руководство охотно отправляло свои фильм на оценку американского жюри. Из 24 отправленных кинолент 9 попали в шорт-лист кинопремии и три из них получили «Оскар».
В 1969 году премию получила семичасовая киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир», ставшая самым продолжительным фильмом-победителем в истории номинации.
В 1981 году Киноакадемия присудила «Оскар» мелодраме «Москва слезам не верит». По воспоминаниям режиссера Владимира Меньшова, получить премию, будучи невыездным, он не мог, и все, что ему оставалось, это пытаться узнать о решении Киноакадемии из радиоприемника. О своей победе он узнал лишь во время просмотра программы «Время», а получить награду ему удалось лишь семь лет спустя, во время церемонии вручения премии «Ника».
На премию были также номинированы две ленты Станислава Ростоцкого «...А зори здесь тихие» и «Белый Бим Черное Ухо», драма Петра Тодоровского «Военно-полевой роман», последняя работа режиссера Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» и драма «Частная жизнь». Фильм «Чайковский», где главную роль исполнил Иннокентий Смоктуновский, был номинирован на «Оскар» в двух номинациях – в категориях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая адаптация музыкального сопровождения».
Современное российское кино было номинировано на «Оскар» шесть раз. В их числе такие картины, как ленты Андрея Звягинцева «Левиафан» и «Нелюбовь», «Кавказский пленник» Сергея Бодрова, «Вор» Павла Чухрая. Чаще всего на номинацию претендовал Никита Михалков, чья картина «Утомленные солнцем» победила в 1994 году.
Не обошлось и без скандалов. В 1999 году лента Михалкова «Сибирский цирюльник» была дисквалифицирована Американской академией киноискусства, а в 2011 широкую общественную дискуссию вызвала лента режиссера «Утомленные солнцем 2: Цитадель». Режиссер Владимир Меньшов отказался подписать протокол отборочной комиссии, назвав одной из причин – потакание Российского оскаровского комитета «личной власти Михалкова».