Линки доступности

КНДР: передача власти завершена, перспективы реформ туманны


According to Pakistani officials, a deadly magnitude 7.7 earthquake struck in the remote district of Awaran in Pakistan's Baluchistan province with enough force to create a small island visible off the southern coast.
According to Pakistani officials, a deadly magnitude 7.7 earthquake struck in the remote district of Awaran in Pakistan's Baluchistan province with enough force to create a small island visible off the southern coast.

Авторы доклада Международной кризисной группы считают, что Ким Чен Ын крепко держится за власть

Процесс передачи власти в Северной Корее Ким Чен Ыну завершен. Такой вывод делается в докладе независимой организации «Международная кризисная группа» (МКГ). Авторы доклада считают, что перспективы проведения реформ в КНДР очень туманны, а новый лидер может еще несколько десятилетий править этой страной с растущим ядерным арсеналом.

В опубликованном в среду докладе Международной кризисной группы говорится, что, несмотря на недавние перестановки в высшем военном руководстве, явных признаков заговора с целью свержения молодого лидера нет.

Это притом, что южнокорейские и другие СМИ в последние дни приводили сообщения анонимных источников, утверждавших, что в Пхеньяне, возможно, идет борьба за власть.

В одном из сообщений говорилось, что смещение вице-маршала Ли Ен Хо сопровождалось перестрелкой. Одна из сеульских газет предположила, что вице-маршал, который также возглавлял генеральный штаб северокорейской армии, был смещен после того, как критически отозвался о планах Ким Чен Ына сделать КНДР более открытой страной, и его высказывания были подслушаны.

Главный автор доклада МКГ, аналитик Дэниел Пинкстон, сообщил «Голосу Америки», что отец нынешнего лидера, Ким Чен Ир, положил немало усилий, чтобы обеспечить безопасную передачу власти своему сыну.

«Ким Чен Ын твердо держится за власть, несмотря на недавнее смещение вице-маршала Ли Ен Хо, – говорит он. – Представить себе какие-то коллективные действия против Ким Чен Ына и режима клана Кимов практически невозможно. Поэтому мы не ожидаем значительных изменений в политике в ближайшем будущем».

Считается, что контроль над рентабельными секторами государственной северокорейской экономики осуществляет политическое и военное руководство в Пхеньяне. По словам Пинкстона, некоторые государственные деятели получают от этого огромную выгоду, и Ким Чен Ыну нужно соблюдать баланс между расширением коалиции своих сторонников за счет новых людей и сохранением в своей команде представителей поколения своего отца.

«Можно представить себе внутренние конфликты или борьбу за собственность и доступ к ресурсам. Может случиться, что так и обстояло дело со смещением Ли Ен Хо. Может быть, Ким Чен Ын и Ли Ен Хо спорили из-за ресурсов или из-за бизнеса, который контролировал Ли Ен Хо. А может быть, он оказался жадным и попытался прибрать к рукам дополнительные источники средств», – говорит Пинкстон.

Пинкстон и другие аналитики рассуждают о политических разногласиях или даже прямой борьбе за власть, но никаких конкретных свидетельств тому нет.

В отсутствие информации из первых рук некоторые аналитики советуют проявлять осторожность в выводах, в том числе и о том, намерена ли Северная Корея проводить реформы.

Авторы доклада МКГ приходят к заключению, что «перспективы реформ туманны». По словам Пинкстона, на основе той ограниченной информации, которая поступает из Пхеньяна, нельзя предположить, что реформы начинаются.

«Просто перемены еще не значат реформы, – говорит он. – Реформы, с моей точки зрения означают смену формы правления, институтов, увеличение роли рынка в распределении ресурсов. Это означает движение к верховенству закона, усиление потенциала предприятий и людей, чтобы они могли работать на рынке и заниматься предпринимательской деятельностью. Ничего этого в Северной Корее пока нет».
«Если руководство, и в частности Ким Чен Ын, считает, что все вокруг воспринимают его как слабого политика, и он захочет продемонстрировать силу, военное мастерство, они могут попытаться устроить какую-то военную провокацию»
Дэниел Пинкстон, аналитик «Международной кризисной группы».

Один из западных разведывательных источников сообщил «Голосу Америки», что никаких признаков фундаментальных перемен нет, но интересные события происходят в Пхеньяне «практически каждый день». Это и перестановки среди высшего руководства и дальнейшее укрепление имиджа неожиданно пришедшего к власти верховного лидера, и новая серия резкой критики в адрес президента Южной Кореи.

Один из главных вопросов, которым задаются разведструктуры, состоит в том, занят ли сейчас Пхеньян исключительно внутренними вопросами или он вновь попытается создать внешнеполитический кризис – устроить военную провокацию, провести испытание ракеты под видом запуска спутника или даже подземный ядерный взрыв – чтобы укрепить позиции Ким Чен Ына.

«Если руководство, и в частности Ким Чен Ын, считает, что все вокруг воспринимают его как слабого политика, и он захочет продемонстрировать силу, военное мастерство, они могут попытаться устроить какую-то военную провокацию. Они могут пойти на это, если решат, что это может повлиять на исход президентских выборов в Южной Корее в пользу Севера», – говорит Пинкстон.

Выборы президента Южной Кореи состоятся в декабре. Президент Ли Мен Бак не сможет в них участвовать, так как ограничен единственным пятилетним сроком. Сеул и Пхеньян не связывают дипломатические отношения.

Северная Корея находится под властью одной семьи с тех пор, как в 1945 году СССР поставил во главе страны Ким Ир Сена – деда нынешнего лидера.

В докладе МКГ отмечается, что, не имея ресурсов для гонки обычных вооружений, Ким Чен Ыну, которому, предположительно, 29 лет, придется полагаться на ядерное оружие и другие ассимметричные возможности обеспечения безопасности страны. Северная Корея провела два ядерных испытания и, по мнению экспертов, развивает долгосрочную программу создания межконтинентальной баллистической ракеты, способной нести ядерную боеголовку.
XS
SM
MD
LG