Линки доступности

Кто виноват в преступлениях, совершаемых на Северном Кавказе?


На днях американская газета The Washington Post опубликовала статью, где рассказывалось о случаях похищения и убийства людей на Северном Кавказе. Данная тема обсуждается и в России. Правда, в официальных кругах упор делается на общую нестабильную обстановку в регионе. Так, президент Медведев 8 января отметил, что «наша задача – создать нормальную среду для жизни на территории наших южных республик».

Общее мнение экспертов, с которыми довелось побеседовать на эту тему корреспонденту «Голоса Америки» о криминальных инцидентах на Северном Кавказе таково: это и вид своеобразного бизнеса, и инструмент политики в этом регионе.

Наиболее жесткая позиция у президента Всемирного чеченского конгресса, доктора юридических наук, профессора государственного права Дени Тэпса. Он считает, что в похищениях и убийствах людей на Северном Кавказе «вне всякого сомнения, виновата российская власть». «Убивают правозащитников, которые не согласны с политикой, осуществляемой на Кавказе», – продолжает профессор Тэпс и напоминает известную поговорку – «ищи, кому это выгодно». А выгодно все происходящее, по его мнению, федеральным властям, «чтобы те, кто не согласен с их действиями, не могли бы выражать возмущение и апеллировать к российским, либо международным инстанциям. Я считаю, мы имеем дело с терроризмом властей по отношению к собственному народу. Гражданское население и борцы сопротивления не будут убивать или похищать тех, кто защищает их права. Эти преступные действия выгодны тем, кто занимается террором на Кавказе», – подчеркивает Дени Тэпс, отмечая, что представители федеральных и региональных силовых структур не заинтересованы в том, чтобы правозащитники могли беспрепятственно осуществлять свою деятельность.

Другой собеседник «Голоса Америки» – один из ведущих российских военных обозревателей, заместитель главного редактора Интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц – подчеркивает, что, согласно данным общества «Мемориал», на Северном Кавказе отмечено некоторое сокращение количества похищений. Вместе с тем Александр Гольц выделил четыре группы лиц, которые используют похищения и убийства в своих целях. Это те, кого в Москве именуют «незаконными вооруженными формированиями», откровенно уголовные элементы, стремящиеся к получению выкупа за похищенных, местные власти и подчиненные им силовые структуры (нередко связанные с преступными группировками), и, наконец, оказавшиеся в данном регионе, представители федеральной власти.

«Проблема, прежде всего в том, – считает военный обозреватель, – что по некому общему молчаливому согласию федеральных властей, Северный Кавказ выведен из зоны действия российских законов. В Чечне устанавливается полу-средневековый, полу-модернистский исламский режим. И у российских властей нет ни сил, ни возможностей заставить Рамзана Кадырова соблюдать российские законы». По мнению Александра Гольца, то же самое происходило в Ингушетии, во время президентства Мурада Зязикова. Попытки нового главы республики – Юнус-бека Евкурова – изменить ситуацию, пока не являются успешными именно потому, что мнение о Кавказе, как о регионе, где многое дозволено, идет с самого верха российской власти.

Вице-президент Международной коллегии адвокатов Санкт-Петербурга, член городского Правозащитного совета Игорь Кучеренко дал отличительную характеристику трем северокавказским республикам, где особо силен криминальный бизнес. По словам Кучеренко, в Чечне все отдано на откуп Рамзану Кадырову. Он сам разбирается и с боевиками, и с силовыми ведомствами. То, что происходит в Чечне – тайна за семью печатями. В Ингушетии новый президент хочет стабилизировать положение, но продолжающиеся разборки между тейпами не позволяют ему это сделать. В Дагестане обстановка вообще наименее контролируемая, считает вице-президент Международной коллегии адвокатов Санкт-Петербурга. «Там кроме межклановых есть еще и экономические разборки. Можно сказать, что власти республики удержать ситуацию под контролем не могут, что способно привести к самым серьезным последствиям», – считает Игорь Кучеренко.

В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» он сказал, что у него нет особых надежд и на того кремлевского назначенца, который от имени президента России будет осуществлять контроль за происходящим в регионе. Напомним, что о необходимости назначения такого человека в конце минувшего года говорил Дмитрий Медведев. Свое мнение Игорь Кучеренко обосновывает тем, что решение проблем региона «находится вне «вертикали власти». Генерал-губернатор сможет действовать только силовыми методами, тогда как в регионе нужно налаживать нормальную жизнь, с тем, чтобы отвлекать население от боевых действий и развивать экономику и культуру в северокавказских республиках». Пока же, как отмечает петербургский юрист и правозащитник, все усилия федеральных и региональных властей в этом отношении заметного успеха не имеют.

XS
SM
MD
LG