Барак Обама заявил, что принимает Нобелевскую премию мира как высокую честь, прекрасно понимая, что решение Нобелевского комитета вызвало противоречивые чувства:
«Частично это произошло потому, что я только начинаю, а не завершаю свою работу на мировой арене. По сравнению с гигантами истории, удостоенными этой награды до меня, – Швейцером и Кингом, Маршаллом и Манделой – мои достижения выглядят не столь впечатляюще».
Однако, продолжал президент США, наиболее глубокие проблемы, возникающие в связи с этой премией, связаны с тем, что он руководит страной в момент, когда она ведет две войны:
«Мы находимся в состоянии войны, и я отвечаю за отправку тысяч молодых американцев на поля сражений в далеких странах. Одним из них придется убивать, другие будут убиты. Выступая здесь, я со всей остротой сознаю цену вооруженного конфликта. Передо мной стоят трудные вопросы о взаимосвязи войны и мира, и о том, как заменить одно – другим».
Как отметил Обама, отказ отвечать насилием на насилие нельзя считать проявлением слабости. Таков был путь, выбранный Мартином Лютером Кингом, удостоенным Нобелевской премии мира в 1964 году. Тем не менее, это – не единственный путь. По словам американского лидера, он не может бездействовать перед лицом угроз американскому народу:
«Движение непротивления не смогло бы остановить гитлеровские армии. Переговоры не в силах убедить лидеров Аль-Кайды сложить оружие. Слова о том, что применение силы иногда необходимо, не является проявлением цинизма; это – признание исторических закономерностей, человеческого несовершенства и ограниченности разума».
Выступление Барака Обамы на торжественной церемонии в Осло состоялось через 9 дней после его распоряжения направить дополнительно 30 тысяч американских военнослужащих в Афганистан. Прекрасно сознавая парадоксальность такого хода событий, президент сосредоточился на концепциях «справедливой войны» и устойчивого мира:
«Мы должны начать с признания того, что в обозримом будущем нам не удастся искоренить насилие и конфликты. Будут возникать ситуации, когда страны – действуя в одиночку или в составе коалиции – сочтут применение силы не только необходимым, но и оправданным».
Он повторил мысль президента Джона Кеннеди, который 50 лет назад говорил о реалистическом, достижимом мире.
По словам Обамы, для контроля за действиями военных необходимы определенные правила и структуры. Он конкретно упомянул о необходимости строгого следования кодексу поведения и выполнения всеми странами международных обязательств:
«Те, кто заявляют об уважении международного права, не должны отводить глаза при виде нарушений этого законодательства. Те, кто заботится о безопасности своих стран, не могут игнорировать гонку вооружений на Ближнем Востоке или в Восточной Азии. Те, кто стремятся к миру, не могут равнодушно наблюдать за тем, как страны вооружаются, готовясь к ядерной войне».
Американский президент отметил, что стремление к миру должно означать поддержку сильных организаций по защите прав человека и демократических свобод:
«Я не думаю, что у нас хватит воли и сил закончить эту работу без того, чтобы постоянно не расширять моральное поле нашего воображения и не настаивать на вечных ценностях, которые мы разделяем».
Объявляя о присуждении Премии мира Бараку Обаме, Нобелевский комитет отметил усилия президента США по укреплению международной дипломатии и сотрудничества. Как гласит текст, «он пробудил воображение всего мира своим призывом к надежде».
Тем не менее, выбор Нобелевского комитета подвергся критике; многие назвали его преждевременным. Опросы указывают, что это мнение разделяют не только американцы, но и некоторые норвежцы. Когда президент США прибыл в Осло, они провели демонстрацию, в ходе которой скандировали лозунги. На одном из плакатов было написано: «Обама, ты выиграл приз! Теперь заслужи его!»