Линки доступности

Белорусская оппозиция готовится к президентским «безвыборам» 2025 года    


Логотип 3-й конференции «Новая Беларусь» в Вильнюсе. 3-4 августа 2024.
Логотип 3-й конференции «Новая Беларусь» в Вильнюсе. 3-4 августа 2024.

В качестве вариантов рассматривается возможность бойкотирования «электорального шоу» Лукашенко и проведение альтернативной кампании  

В рамках 3-й конференции «Новая Беларусь» ее участники обсуждали темы: «Что значит быть белорусом сегодня и что гарантирует нашу идентичность?»; «Как интегрировать изучение культуры, истории и языка в жизнь и образование белорусов?»; «Как стимулировать создание и распространение качественного контента на белорусском языке в Интернете?»; «Каким должен быть имидж Беларуси и белорусов для нас и иностранцев?».

Белорусские оппозиционеры с сожалением констатировали, что в результате репрессивной политики минского режима национальный язык в настоящее время распространен в Беларуси заметно меньше, в отличие от других постсоветских стран, а в некоторых сферах общественной жизни не просто соседствует с русским языком, но подменяется и вытесняется им. А свободное владение белорусским языком воспринимается властями и представителями силовых ведомств как признак нелояльности.

В ответ участники конференции предлагали добиваться того, чтобы белорусский язык стал модным, привлекательным, а для того, чтобы жители республики изучали его с самого раннего детства, рекомендовали выпускать на белорусском языке мультфильмы и комиксы.

«Те, кого можно считать "средним классом" пользуются белорусским языком, чтобы подчеркнуть свою национальную идентичность»

Один из участников дискуссии социолог, старший исследователь Центра новых идей Геннадий Коршунов полагает, что после начала полномасштабного вторжения российской армии в Украину в Беларусь приехало большое количество граждан РФ, хотя назвать их точное количество, учитывая отсутствие пограничного контроля на железной дороге и в аэропортах, крайне сложно.

«До войны их было не так много. Они могли покупать собственность, могли начинать здесь бизнес, но большого количества их здесь не было», - отметил он в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

В то же время Коршунов считает, что туристы, посещающие столицу Беларуси, правы, когда называют Минск русскоязычным городом. «Лукашенко целенаправленно уничтожал те сферы общественной жизни, где воспроизводился белорусский язык. Количество школ, где преподавался белорусский язык, стремительно уничтожалось с самого начала. А после 2020 года говорить на белорусском языке стало в принципе очень опасно. И неважно где - белорусскоязычного сейчас просто не возьмут на работу», - свидетельствует социолог. При этом, по данным Геннадия Коршунова, большинство граждан республики в одинаковой степени владеют русским и белорусским языком. «При этом сейчас белорусскую речь легче услышать в сельской местности, и не факт, что только от пожилых людей. В последние 10 лет белорусский язык достаточно интенсивно стал распространяться не только в среде интеллигенции. Те, кого можно считать "средним классом" пользуются белорусским языком, чтобы подчеркнуть свою национальную идентичность», - отмечает старший исследователь Центра новых идей.

И напоминает: все, кто говорит в Беларуси на государственном языке после массовых протестов второй половины 2020 года, подвергают себя опасности.

«Мы занимаемся эвакуацией людей, если они находятся в опасности»

Одной из центральных тем обсуждения стало положение белорусских политических заключенных. Представитель инициативы БЕЛПОЛ, а в прошлом – узник режима Лукашенко Александр Кабанов отметил, что освобождение белорусских политзаключенных - очень сложный и болезненный вопрос, на который ни у кого нет ответа. «С точки зрения Лукашенко – это “товар”, который можно обменять, или заложники», - считает Кабанов. По его словам, сейчас не существует профессиональной структуры, которая могла бы заниматься освобождением политзаключенных. Но есть инициативы, которые, работая слаженно, могли бы принести результат.

Александр Кабанов также напомнил, что Лукашенко убивал своих политических противников, начиная с 90-х годов. «Люди попали в руки к убийце. Здесь нужны советы психологов, чтобы знать, как с ним разговаривать», - продолжил представитель инициативы БЕЛПОЛ. И подытожил, что судьба Беларуси решается сейчас на полях сражения в Украине.

По окончании этой дискуссионной панели состоялась презентация Международного фонда гуманитарной помощи, которую провел глава фонда BYSOL Андрей Стрижак. В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он рассказал, что его организация занимается поддержкой политических заключенных и членов их семей, а также тех, кто вышел из белорусских тюрем. «Мы также занимаемся эвакуацией этих людей, если они находятся в опасности. У нас есть собственная фандрайзинговая платформа, на которой эти люди могут открывать персональные сборы для себя. В год в среднем мы собираем 1 000 000 – 1 200 000 евро на эти цели от простых людей, что говорит об очень высоком уровне солидарности белорусского общества», - отметил Андрей Стрижак.

И добавил, что непосредственно процесс освобождения политзаключенных не является основной целью фонда BYSOL. «Однако в силу того, что мы работаем с политзаключенными, мы достаточно плотно погружены в этот вопрос. Поэтому и в панелях конференции "Новая Беларусь" я участвую и так или иначе на эти вопросы отвечаю, потому что имею по ним свою позицию, основанную на экспертности»», - продолжил он.

Что же касается Международного фонда гуманитарной помощи, то пока участвовать в его работе согласились Норвегия и Швеция, и еще с тремя странами ведутся переговоры.

«Главная задача – не допустить признания результатов этих "безвыборов"»

Итогом конференции можно считать принятие ее участниками документа под названием «Платформа 2025». Здесь, в частности, говорится: «Мы, белорусы – европейский народ, имеющий право на свободу и справедливость. В 2020 году мы продемонстрировали свою состоятельность. Мы достойны лучшего будущего и стремимся к нему.

Александр Лукашенко преступно удерживает власть, опираясь на репрессии и поддержку Кремля, но ни он сам, ни подконтрольные ему органы не имеют легитимности назначать и проводить выборы».

Избирательная кампания 2025 года, по оценке авторов документа является симуляцией выборов. Из-за тотальных репрессий белорусы не смогут увидеть в бюллетенях демократических кандидатов, и предстоящее электоральное мероприятие будет еще дальше от подлинно демократических выборов, чем когда-либо прежде в Беларуси.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила главного советника Светланы Тихановской Франака Вячорку рассказать, на что рассчитывает белорусская оппозиция во время "электорального мероприятия" 2025 года, и как к нему готовится?

По его оценке, самое важное – не допустить признания этих «выборов» международным сообществом. «Они незаконные, и Лукашенко не имеет права их проводить, а требования народа с 2020 года не изменились – освободить политзаключенных, наказать тех, кто повинен в массовых репрессиях, и провести свободные выборы. Эти "выборы" в 2025 году такими не будут», - считает главный советник Тихановской.

Белорусская оппозиция разрабатывает несколько сценариев возможной мобилизации общества. Это может быть активное игнорирование и бойкотирование выборов, либо кампания по их срыву, возможно и активное действие на участках или же альтернативная кампания. «Сейчас проводятся опросы среди белорусских активистов, а также белорусов внутри страны как лучше поступить демократическим силам. Но, повторюсь – главная задача – не допустить признания результатов этих "безвыборов"», - подчеркивает Франак Вячорка.

В тексте «Платформы 2025» также отмечается, что участники конференции поддерживают деятельность институтов демократических сил Беларуси - Светланы Тихановской, Объединенного переходного кабинета, Координационного совета, а также деятельность партий, организаций и общественных инициатив, продолжающих борьбу за демократические изменения в Беларуси.

Сама Светлана Тихановская была представлена не только как глава Объединенного переходного кабинета министров, но и как Общенациональный лидер Беларуси. В этом качестве корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась у нее, какими она видит отношения Беларуси и России после ухода из власти Лукашенко и Путина?

Ответ был краток: «Нормальные добрососедские отношения с Россией будут возможны при условии, что она откажется от своих имперских амбиций, станет демократическим государством, уважающим свой народ, суверенитет соседей, международное право и не будет вести войны».

Форум

XS
SM
MD
LG