Линки доступности

Десятая годовщина убийства Бориса Немцова – вопросы остаются


Импровизированный мемориал на Большом Москворецком мосте - на месте, где 27 февраля 2015 г. был убит Борис Немцов. Архивное фото. 27 февраля 2023 г
Импровизированный мемориал на Большом Москворецком мосте - на месте, где 27 февраля 2015 г. был убит Борис Немцов. Архивное фото. 27 февраля 2023 г

Представители политэмиграции и европейские парламентарии считают, что в российской оппозиции нет фигуры, равной Немцову

Ровно 10 лет назад - 27 февраля 2015 года – в центре Москвы был застрелен один из лидеров российской оппозиции Борис Немцов. На момент убийства он был депутатом Ярославской областной думы, а до этого – первым губернатором Нижегородской области, членом Совета Федерации Федерального собрания, министром топлива и энергетики РФ, первым заместителем председателя правительства РФ, депутатом Государственной думы III созыва, где также был заместителем председателя и руководителем фракции «Союз правых сил».

Уже в десятые годы XXI века Немцов был членом Координационного совета российской оппозиции и сопредседателем партии РПР – «Парнас».

В преддверие 10-й годовщины убийства Немцова в российских соцсетях часто цитировалось четверостишие Игоря Губермана:

«Россия обретет былую стать
Которую по книгам мы любили,
Когда в ней люди станут вырастать
Такие же, как те, кого убили».


«Он был абсолютной противоположностью Путину»

Депутат Сейма Литовской Республики, член Комитета по международной политике Эмануэлис Зингерис (Emanuelis Zingeris) называет себя многолетним другом Бориса Немцова. По словам политика, они познакомились в конце 90-х годов на одной из конференций, проходивших в Вильнюсе. «Это была эпоха надежд. Он (Немцов) говорил, что Борис Николаевич (Ельцин) обещал ему, что он станет его наследником – президентом России. А Путин в то время был первым заместителем руководителя Администрации президента РФ», - вспоминает Зингерис.

В январе 1991 года в крупнейших городах тогдашней РСФСР проходили многотысячные митинги под лозунгом «Руки прочь от Литвы!», и тогда у защитников литовской независимости, в числе которых был и собеседник «Голоса Америки», создалось впечатление, что Россия может быть нормальной европейской страной. И позже, в разговорах с ним Борис Немцов неоднократно подчеркивал, что видит Россию частью Европы.

«Он был абсолютной противоположностью Путину, очень вольномыслящим человеком, доказавшим, что за свободу можно отдать жизнь», - продолжает Эмануэлис Зингерис. И добавляет, что после Оранжевой революции в Украине говорил Немцову о важности взаимодействия российских и украинских демократов.

А в дни второго Майдана («Революции Достоинства»), Зингерис сам выступал с трибуны на площади Независимости в Киеве и позвонил Борису Немцову со словами: «Твое место тут!». В результате бывший российский вице-премьер и несостоявшийся «наследник» Бориса Ельцина принял активное участие в «Маршах мира» против войны с Украиной 15 марта и 21 сентября 2014 года, и в конгрессе «Украина — Россия: диалог» 24—25 апреля 2014 года в Киеве.

В мае 2017 года юридический комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) назначил Эмануэлиса Зингериса специальным докладчиком по делу об убийстве сопредседателя партии ПАРНАС Бориса Немцова. «Я просил о сотрудничестве с Государственной Думой и получал ответы через “Почту России” о том, что дом по адресу “Москва, улица Охотный ряд, дом 1” не найден! И я могу показать эти ответы, они у меня сохранились», - с готовностью отмечает депутат Сейма Литвы.

И добавляет, что, по его мнению, Немцов подсознательно чувствовал, что Путин готов устранить его силовым методом. «Он мне говорил, что сказал Путину: “Иду на Вы!”. И, конечно, все те, у кого голос был тише, остались в живых, кроме него и Навального. Они были лидерами, у которых никогда не было компромиссов с российской властью», - заключает свой комментарий Эмануэлис Зингерис.

На вопрос, считает ли он кого-нибудь из российских оппозиционных политиков фигурой, равной Борису Немцову, депутат Сейма Литвы воскликнул: - «Таким человеком, несомненно, был Алексей Навальный, но год назад его тоже убили. Есть десятки потрясающих личностей, есть один из самых ярких последователей Немцова – Владимир Кара-Мурза после двух попыток отравления, все-таки решил поехать обратно в Россию. Я умолял его этого не делать! Но поднять гигантские массы людей в России на свою сторону, могли только эти два лидера, ставшие мучениками».

По мнению Эмануэлиса Зингериса, который десятки лет занимался проблемой прав человека, с Борисом Немцовым можно было сравнить политиков масштаба Нельсона Манделы. «Если бы можно было давать посмертно Нобелевские премии, то Немцов и Навальный были бы ее достойны. Именно из-за связи с российским народом они были убиты. Я думаю, что Борис Немцов был убит именно из-за своей абсолютно бесшабашной, сумасшедшей любви к России. Когда я предлагал ему вспомнить о своих еврейских корнях, говорил, что ему не вытянуть Россию из того средневековья, в которое она погружается он, смеясь, отвечал, что Израиль слишком маленькая страна для его размаха. Размах у него был под стать необъятным российским просторам», - вспоминает Эмануэлись Зингерис.

И подытоживает: «Это был человек, который, фактически, был противоположностью тем остаткам сталинщины, которая пряталась на Лубянке и надеялась, что ельцинское время скоро окончится. Немцов изо всех сил старался это время продлить, показать, что Россия любит свободу, он любил мир.

Путин бюрократически обыграл Немцова в 1999 году, но для меня именно Борис остается кандидатом по-настоящему свободной и демократической России, он реализовал это через свои поездки в Украину. Его убили и за то, что он говорил, что демократы России вместе с Майданом и Майдан – вместе с европейской Россией. Немцов всегда говорил, что Путин – это война, предупреждал, что мы идем к Третьей Мировой войне. Мне он говорил о том, что это не закончится Украиной после Крыма, и Путин пойдет на Балтию и Польшу в будущем. Так как никакой другой идеологии, кроме захвата чужих территорий, для сокрытия тотальной коррупции и воровства у Кремля нет».

«Борис всегда рассматривал СМИ как союзника, коммуникатора, площадку, где он может дотянуться до людей»

Российский оппозиционный политик Владимир Милов - автор ряда совместных с Борисом Немцовым докладов «Путин. Итоги.10 лет» и «Путин. Коррупция. 2» – напоминает, что Немцов очень открыто общался с журналистами и в годы, когда он был губернатором Нижнего Новгорода, и во время депутатства в Ярославской городской думе. «Он никогда не был частью номенклатуры, а состоялся как политик в результате широкого общения с людьми и следования принципу “пожать каждую руку”. У него была очень сложная кампания по выборам депутатов от Нижнего Новгорода в марте 1990 года, и он избрался при колоссальном сопротивлении административного ресурса КПСС. Помогло только то, что Немцов открыто общался с людьми, всегда очень благоволил к прессе, был открыт к журналистам», - вспоминает Владимир Милов в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

По мнению оппозиционера, эту традицию Борис Немцов сохранил и после перехода в непримиримую оппозицию Кремлю, задавая тем самым для российской власти стандарты прозрачности. «Это не было проявлением популизма, потому что популизм – попытка понравиться избирателям ради достижения каких-то своих целей, а их благополучие и интересы тебя не очень волнуют. Немцов никогда никого политически не обманывал, он открыто декларировал свои цели, часто очень непопулярные. Борис всегда рассматривал СМИ, даже когда его ругали, как союзника, коммуникатора, площадку, где он может дотянуться до людей. Это было его главной политической целью – объяснить свои идеи, он верил в силу убеждения», подчеркивает Владимир Милов.

Политик убежден, что на свободных, прозрачных, конкурентных выборах политик, похожий на Бориса Немцова, обязательно будет избран россиянами на одну из лидирующих должностей в исполнительной власти или в парламент, если у избирателей появится такая возможность.

«Мы видели в самых разных местах, что это прорывается даже на региональных и местных выборах, куда периодически допускали кандидатов, которые были для власти соперниками. Тем не менее, вопреки цензуре и сопротивлению властной машины за таких кандидатов голосовали в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Хабаровске, других регионах. Поэтому запрос на политиков, которые не боятся участвовать в конкурентном процессе, признают принцип верховенства права, сменяемости власти, политической конкуренции в обществе есть, и за них готовы голосовать. Здесь вопрос не в том, что страна какая-то неправильная, которая не может выбрать, кого надо. Четверть века в России не допускают на выборы конкурентов власти. Как только такие люди окажутся в бюллетенях, я уверен, что носители идеи нормальной, мирной, демократической России будущего получат очень высокую поддержку», - завершает комментарий Владимир Милов.

«Нам не повезло с Путиным, который направил время вспять»

Российский оппозиционный политик Дмитрий Гудков убежден, что самое ценное в Борисе Немцове было то, что он, изначально имея все условия для блестящей политической карьеры в России, выбрал путь от губернатора одной из крупных областей через первого вице-премьера, члена демократической думской фракции к депутатству в городской Думе Ярославля. «И это тот Немцов, которого мы знаем – герой, человек, который шел до конца, который был честен перед собой и всеми остальными, хотя имел возможность выбрать совершенно другую дорогу. Но его выбор под конец жизни сделал его максимально готовым к тому, чтобы возглавить страну и принести ей пользу», - отметил он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

И добавил, что, в последние пять лет жизни Борис Немцов, пройдя все испытания и закалившись в политическом плане, стал человеком, за которого Дмитрий Гудков отдал бы свой голос на президентских выборах. «Я не могу сказать, что Борис опередил время, нам просто не повезло с Путиным, который направил время вспять. И если бы Путин окончательно ушел из власти в 2008 году, то у страны вполне была бы возможность двигаться дальше в правильном направлении», - считает Гудков.

И заключает, что для того, чтобы в России наступило время политиков, подобных Немцову, в стране должна произойти смена режима, который способен остаться «путинским» и после ухода из власти самого Владимира Путина. «Для начала, к власти должны придти элиты, ориентированные на европейский выбор. С учетом того, как пропаганда покалечила сознание людей, это будет не быстрый путь – по крайней мере, на одно поколение», - отметил Дмитрий Гудков. И подчеркнул, что сам он собирается дожить до этого момента.

«Путин его убил потому, что Немцов был на взлете»

10 лет назад Ксения Ларина вместе с Виталием Дымарским вела в эфире радиостанции «Эхо Москвы» последнюю беседу в прямом эфире с Борисом Немцовым. Программа завершилась за 2 часа до убийства оппозиционера. В разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» она отметила: «Конечно же, когда ты вспоминаешь какие-то детали, тебе кажется, что все было не так, как обычно, и что он что-то предчувствовал. Он был в какой-то тревоге, это было очевидно. Ведь Борис пришел на наш эфир для того, чтобы пригласить аудиторию на акцию “Весна” 1 марта, которую они задумали вместе как раз с Алексеем Навальным, но Алексей сидел в это время в спецприемнике - его посадили на сутки. Боря пришел с этими листовками и рассказывал нам и всем, как это будет здорово, что нужен какой-то позитив, что невозможно жить в таком стрессовом состоянии, что мы должны что-то делать».

Ксения Ларина обращает внимание на еще одну, по ее мнению, важную деталь: «Мы последние, кто разговаривал, брал интервью у Бориса Немцова. За все время расследования никто ни ко мне, ни к Дымарскому не обратился. Даже для меня, человека глубоко гражданского и не сильно понимающего, как строится расследование убийства, первое (как я думаю), что делают органы следствия – они выясняют последние часы человека, где он был, опрашивают тех людей, которые с ним пересекались. Но ни меня, ни Дымарского никто не пригласил на беседу. Меня это потрясло. А потом, когда уже суд пошел, стало совершенно понятно, что это было инсценированное расследование, которое должно было закончиться так, как оно закончилось, и были названы те имена, которые они назвали. Но этот факт того, что нас никто не опросил, лишний раз подтверждает, что это фейковое расследование», - поделилась соображениями Ксения Ларина.

Она также подчеркнула, что в ее мобильном телефоне до сих пор сохраняются не только номер Немцова, но и последняя их переписка перед убийством политика.

Последняя переписка Бориса Немцова с журналисткой Ксенией Лариной.
Последняя переписка Бориса Немцова с журналисткой Ксенией Лариной.

На вопрос, есть ли сегодня в российской оппозиции человек, который, по ее мнению, мог бы заметить Бориса Немцова, она категорично заявляет:

«Я не вижу такого человека. Помимо ума, интеллекта, политического чутья, которым в огромной степени обладали Борис и Алексей (Навальный), было еще и редчайшее качество – умение общаться с представителями самых разных слоев общества, на улице, в метро, где угодно. Они оба были ужасно интересные личности. Люди чувствовали, что их не обманывают, это был не поддельный интерес, а очень живой, естественный. Безусловно, присутствовал и некий дар свыше – талант. Как бывает талант у творческого человека, так бывает талант и у политика. Этим талантом они обладали.

У Бориса было еще одно преимущество перед Алексеем – огромный политический опыт. Опыт работы в политике, в государственном аппарате, чиновника, он знал, как все устроено. Поэтому я каждый раз, когда говорят, что он был “сбитый летчик”, отвечаю - он таким не был. Путин его убил потому, что он был на взлете. Он пошел на новый круг, был в блестящей форме интеллектуальной и политической, был популярен, и его очень любили люди. У него был шанс в любом случае при честных выборах президентских или парламентских, я в этом не сомневаюсь», - подытоживает Ксения Ларина.






Форум

XS
SM
MD
LG