Грузия больше не рассматривает закупки дополнительных объёмов газа от российского «Газпрома» и восполнит возросшие потребности Грузии дополнительным импортом 500 млн кубических метров газа из Азербайджана. Что касается переговоров с российской госкомпанией, неизменными останутся условия контракта с «Газпромом» – т.е., Грузия будет по-прежнему получать 10% от общего объема российского газа, поставляемого в Армению в качестве оплаты транзита. Об этом заявил министр энергетики Грузии Каха Каладзе на встрече с грузинскими депутатами 9-го марта.
Напомним, согласно грузинской стороне, Россия требовала ввести денежную оплату Грузии за транзит газа в Армению. Грузинские эксперты заявляли, что в таком случае, страна будет получать «вдвое меньше газа», чем сегодня. Согласно информации «Газпрома», в 2014 году компания поставила в Грузию 0,3 миллиарда кубометров газа.
«Максимальный результат»
Встреча Каладзе в парламенте Грузии длилась около четырех часов на фоне острых дебатов. В частности, депутаты от оппозиции требовали от Каладзе объяснений насчет того, почему переговоры с «Газпромом» были окутаны завесой секретности, и почему грузинская сторона заявляла, что Азербайджан не в состоянии восполнить существующий зимой
дефицит газа – представители азербайджанской госкомпании «СОКАР» еще в октябре говорили, что смогут обеспечить Грузию необходимыми объемами «голубого топлива». Отвечая на вопросы депутатов министр энергетики отметил, что для достижения «максимального результата», важна «конкуреция».
«У нас были собственные соображения насчет того, чтобы страна получила максимальный результат от переговоров, которые велись на этих двух фронтах... И сегодня я действительно горд тем, что результат, который мы получили, значительный», – заявил Каладзе, которого оппозиция неоднократно обвиняла в «лоббировании» интересов «Газпрома» в Грузии.
Примечательно, что после того как Москва оставила Грузию в 2006 году без природного газа на фоне политического обострения между странами (по российской версии – «в результате аварии»), с 2007 года Тбилиси прекратил закупки российского газа, заменив его (почти на 90 процентов) на природный газ, поставляемый азербайджанской госкомпанией «Сокар». В 2015 году эта азербайджанская компания обеспечила 88,5% всего потребленного Грузией газа.
«Постоянный контроль»
С осени прошлого года, когда стало известно о проводившихся переговорах грузинских властей с «Газпромом», в Грузии не прекращались протесты против оформления сделки с этой российской госкомпанией. Оппозиция и часть общественности высказывали опасения, что сотрудничество с «Газпромом» лишит Грузию энергонезависимости. Последняя из таких акций т.е. «живая цепь» от здания администрации правительства Грузии до здания, где расположена секция интересов России при посольстве Швейцарии, прошла в Тбилиси 6-го марта т.е. уже после того как стало известно, что условия контракта с «Газпромом» не будут изменены и через два дня после подписания договора о дополнительных поставках азербайджанского газа министром энергетики Грузии и президентом азербайджанской госкомпании «СОКАР» Ровнагом Абдуллаевым. Оппозиция, в частности партия экс-президента Грузии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД), объяснила проводимую акцию недоверием к нынешним властям и пообещала регулярно проводить подобные мероприятия, так как по их словам, нельзя прекращать «постоянный контроль» правительства Грузии.
«Тот факт, что мы вынудили нашу власть отказаться от Газпрома, означает, что эта акция почти достигла своей цели... я говорю «почти» потому, что окончательно цель будет достигнута тогда, когда мы, грузинское общество, наши иностранные партнеры убедимся, что вынудили власти окончательно отказаться от возвращения в эпоху влияния России, Газпрома и российской тьмы», – заявил СМИ депутат от ЕНД Давид Бакрадзе.
В то же время представители правящей коалиции обвиняют ЕНД в том, что, протестуя, они преследуют лишь политические цели, называют их критику «демагогической», а акции – «ломанием открытых дверей».
«Совместными усилиями»
Эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили отметил в интервью с «Голосом Америки», что состояние дел в плане газообеспечения страны на сегодняшний день является удовлетворительным и что Грузия сумела действительно достигнуть выигрышного для себя положения. Хотя он считает, что это стало возможным лишь в результате совместных усилий оппозиции и властей.
«Если на переговорах с Газпромом у грузинской стороны были государственные цели, то активность оппозиции, как бы это было ни странно слышать, помогла им в их достижении, так как давление общественности является весомым аргументом для укрепления своей позиции во время любых переговоров», – считает Гия Хухашвили.
В то же время, эксперт указал на то, что делая политические заявления, как представители правительства, так и оппозиции пытаются «капитализировать собственные заслуги». Так, говорит Хухашвили, когда министр энергетики Грузии заявил, что протесты в стране мешали ему вести переговоры, он «кривил душой», так как, убежден эксперт, «такой масштабный ажиотаж негативного характера» создавал дополнительный аргумент для грузинской стороны для достижения результатов во время переговоров с «Газпромом».