Войска международной коалиции, входящие в блок НАТО, продолжают боевые действия против талибов в Афганистане, однако помимо талибов у них есть и другие трудности – боевым частям сил НАТО мешают некоторые ограничения, введенные правительствами европейских стран.
Численность сил НАТО в Афганистане составляет 86 тыс солдат, они входят в состав контингента ООН, известного под названием Международные силы содействия безопасности (ISAF). Более 40 стран предоставили свои контингенты в состав ISAF, в том числе 28 стран НАТО.
Одной из самых трудных задач для сил международной коалиции ISAF является борьба с повстанцами на юге Афганистана – в этом регионе обосновалось движение Талибан. В 2001 режим талибов был свергнут международной коалицией сил во главе с США.
В настоящее время войска НАТО принимают участие в крупной военной операции в провинции Гильменд на юге страны.
Однако, по словам экспертов, в борьбе против повстанцев командирам сил НАТО мешают так называемые «оговорки» – ограничения, наложенные различными странами на действия войск.
Вот как описывает некоторые из ограничений эксперт по НАТО из Лондонского университета Майкл Уильямс:
«Некоторые из «оговорок» могут запрещать проводить операции ночью. Нашим войскам запрещается проводить операции за пределами территории того или иного района или округа. Их нельзя направить в бой. Им разрешается открывать огонь только в том случае, если по ним открыли огонь, и т.д. И, таким образом, это может приводить к таким странным ситуациям – когда ваши правила боя запрещают открывать огонь, если по вам никто не стреляет. Например, возьмем ситуацию, когда ваши войска рядом с британскими войсками, и по британцам открыл огонь противник, но по вашим солдатам никто не стреляет – соблюдая «оговорки», вы не можете прийти на подмогу союзнику».
По мнению Уильямса и других экспертов, данные «оговорки» создают трудности командирам на местах в подготовке эффективной стратегии.
Соединенные Штаты являются крупнейшим контингентом в составе ISAF. В ISAF входит почти 47 тыс американских солдат и морских пехотинцев. Тот факт, что именно американские солдаты из состава сил ISAF несут службу в наиболее опасных районах Афганистана, дал повод некоторым их них в шутку расшифровывать аббревиатуру ISAF как «I Saw Americans Fighting» – «Я видел – там сражаются американцы».
Еще одна проблема, с которой могут столкнуться силы НАТО, заключается в том, что война в Афганистане не пользуется популярностью в Европе.
20 февраля правительство Нидерландов распалось по причине разногласий в отношении политики в Афганистане. Один из основных партнеров в коалиции – Лейбористская партия – покинула правительство, заявив, что не поддержит продление срока пребывания голландского контингента в Афганистане. В настоящее время численность войск Нидерландов в Афганистане составляет примерно 2 тыс человек. В августе этого года они начнут возвращаться на родину.
Вот как оценивает ситуацию Шон Кей – эксперт по НАТО из Уэслианского университета в городе Делавер, штат Огайо:
«В этом есть что-то ироничное. Ирония дипломатии заключается в том, что голландцы показали свою приверженность НАТО во времена администрации Буша. А теперь, когда к власти пришла администрация президента Обамы, пользующаяся большой популярностью в Нидерландах, голландцы решили вывести свой контингент. И реально встает вопрос – не приведет ли это к бегству не только среди союзников НАТО, а также к тому, что Америка окажется во все увеличивающейся изоляции по ходу военной операции в Афганистане; нужно следить за общественным мнением в этой стране и тем, как оно может отразиться на операции».
Однако в ходе недавней пресс-конференции в Вашингтоне Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен отверг эти опасения:
«Я не думаю, что то, что случилось в Нидерландах, каким-либо образом повлияет на ситуацию в других странах. Случившееся явилось результатом уникальной политической ситуации в Нидерландах».
Ожидается, что Канада начнет вывод своего трехтысячного контингента в середине 2011 года, эксперты заявляют, что пример Нидерландов только воодушевит тех, кто полагает, что Канада должна приступить к выводу войск.
Шон Кей отмечает, что, несмотря на отправку администрацией США дополнительного 30-тысячного контингента солдат в Афганистан, США также начнут вывод войск в июле 2011 г., передавая ответственность за безопасность в стране афганской армии. Шон Кей добавляет, что это может вынудить другие страны пересмотреть свою политику в Афганистане:
«Каким образом решение США дает повод другим странам полагать, что 2011 год будет годом начала вывода войск из Афганистана? Союзники на самом деле могут вести расчеты, используя указанные сроки. И если это так, то возникает вопрос: сколько они готовы вложить сил и на какие жертвы они готовы пойти, особенно в боевых операциях в ближайшем будущем, если основная цель – это выработка стратегии ухода из Афганистана?».
Многие эксперты полагают, что европейцы могут оказаться более полезными в небоевых операциях – например, в работе с местными властями над улучшением повседневной жизни афганцев. По мнению некоторых аналитиков, небоевые операции могут быть не менее важными, чем военные действия против талибов.