Линки доступности

Москва возмущена решением ЕСПЧ в пользу гей-активистов


Российские активисты на демонстрации в защиту прав ЛГБТ
Российские активисты на демонстрации в защиту прав ЛГБТ

Представители ЛГБТ и правозащитники говорят, что дискриминационный характер закона, ущемляющего права секс-меньшинств в России, был ясен и до решения Евросуда

МОСКВА — Решение Европейского суда по правам человека о признании дискриминационным российского закона «О запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», вынесенное 20 июня в Страсбурге, вызвало негодование со стороны российских чиновников и парламентариев.

Ранее во вторник Страсбургский суд опубликовал постановление по жалобам российских ЛГБТ-активистов на нарушение властями России статей 10 и 14 Европейской конвенции о правах человека в результате запрета на публичные заявления относительно идентичности, прав и социального статуса секс-меньшинств.

Согласно этому решению, законодательство в России, запрещающее пропаганду гомосексуальности, нарушает свободу выражения и является дискриминационным. Также Россия должна выплатить заявителям 49 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда, судебных расходов и издержек.

Наиболее гневные комментарии по поводу решения, которое для России, согласно ее международным обязательствам в рамках Европейской конвенции по правам человека, является обязательным для исполнения, дали журналистам члены Совета Федерации и Государственной Думы.

В частности, председатель комитета Совета Федерации по законодательству Андрей Клишас назвал решение Страсбургского суда «посягательством на основы семьи и традиционные ценности». В официальном заявлении, которое распространила его пресс-служба, Клишас заявил, что «позиция, заложенная в основу решения ЕСПЧ, несовместима с основами конституционного строя России, национальной конституционной идентичностью». Глава комитета Совета Федерации утверждает: «Действующее законодательство соответствует общественной нравственности в ее понимании, сложившемся в российском обществе. Поскольку законодательное разрешение общественного запроса относится к полномочиям национального законодателя, европейским органам, по мнению сенатора, следовало бы воздержаться от вмешательства во внутренние дела государства».

В свою очередь, председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий заявил во вторник журналистам, что «все это говорит об ангажированности Страсбургского суда». Парламентарий считает, что «ЕСПЧ используется как инструмент искусственного очернения России». «Мы неоднократно разъясняли свою позицию и готовы делать это и сейчас. Россия против навязывания чуждых ей семейных ценностей, и не позволит калечить умы подрастающего поколения», - сказал Слуцкий.

Более сдержанно на решение ЕСПЧ отреагировали в Кремле: пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заметил в ходе телефонного брифинга для журналистов, что «это решение будет рассматриваться», а сам он лично «не видел формулировку», поэтому не может комментировать. Вместе с тем, Песков подчеркнул слово «несовершеннолетних» в названии российского закона.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции в Москве тоже был краток: «Хочу еще раз напомнить то, что мы неоднократно излагали: у нас нет никакого преследования за ту или иную ориентацию в той или иной области, включая ориентацию в сфере ЛГБТ». Министр также добавил, что закон касается только несовершеннолетних.

Между тем, министерство юстиции России уже заявило о намерении оспорить решение ЕСПЧ в Большой палате Европейского суда до 20 сентября.

Игорь Кочетков: Россия постарается избежать выполнения решения ЕСПЧ

Член совета общественной организации «Российская ЛГБТ-сеть», активист движения за права российских секс-меньшинств Игорь Кочетков в интервью Русской службе «Голоса Америки» говорит, что Россия на деле решение Евросуда выполнять не будет: «Я думаю, что здесь будет та же самая история, что и с предыдущем решением ЕСПЧ по поводу публичных шествий, гей-прайдов. Европейский суд признал запреты незаконными, тем не менее, ни одного прайда после этого не согласовали».

При этом, по словам Игоря Кочеткова, решение Страсбургского суда имеет «академический и символический интерес»: «Академический - потому что будет очень интересно, как Европейский суд по правам человека в обосновывающей части трактует свободу выражения мнений, отношение ее к общественной морали. А символический интерес заключается в том, что ЛГБТ-активисты получили официальное подтверждение своей правоты. Мы с самого начала, с 2013 года говорили, что подобного рода законодательство - это вопиющее нарушение прав человека и дискриминация, что это никому не идет на пользу, потому что люди не могут спокойно обсуждать те вопросы, которые их волнуют, которые вызывают вполне ожидаемые дискуссии».

ЛГБТ-активист уверен, что на практике закон, который был обжалован в ЕСПЧ, российские власти используют для репрессий: «Есть ряд конкретных судебных решений, когда и СМИ, и отдельные граждане были приговорены к крупным штрафам. В частности, газета «Молодой дальневосточник» опубликовала интервью с ЛГБТ-активистом. На этом основании их признали виновными в нарушении этого закона - мол, они «создают позитивный образ». Руководители ряда СМИ уже неоднократно заявляли о том, что из-за этого закона они не могут публиковать в СМИ мнение ЛГБТ-активистов».

«Фактически этот закон утверждает социальную неравноценность людей гомосексуальных и гетеросексуальных и, соответственно, оправдывает репрессии в отношении гомосексуальных людей. Я даже думаю, что если бы не этот закон, то происходящего сейчас в Чечне могло не быть, потому что одно из обоснований, которые используются, в том числе и чеченскими властями — некая борьба за сохранение своих традиций» - считает Игорь Кочетков.

Рэйчел Денбер: Наступление на права ЛГБТ в России — в русле борьбы с «западным вмешательством»

Заместитель директора отдела Европы и Центральной Азии международной правозащитной организации Human Rights Watch Рэйчел Денбер считает, что преследование секс-меньшинств в России нужно рассматривать в контексте общего положения с правами человека в стране: «Принятие этого закона («О запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» - Д.Г.) совпало с гораздо более широкой кампанией наступления на права человека и гражданские свободы в России, и в ходе этой кампании мы увидели возвращение к точке зрения, что все эти идеи прав и свобод пришли с Запада, и они являются для России вредными. В то же время носители авторитарных взглядов выступили с заявлением, что вся проблема прав ЛГБТ-сообщества — это не вопрос фундаментальных прав человека, но подрывной трюк, придуманный также на Западе. Так что все это было в русле борьбы с неким «западным вмешательством», в ходе которой начали отбрасывать все, не соответствующее «российским традиционным ценностям».

Рэйчел Денбер отмечает, что работа ее организации во многом связана с решениями, принимаемыми Европейским судом по правам человека. По ее словам, нынешнее решение ЕСПЧ абсолютно правильное: «Мы часто, хотя и не всегда, довольны решениями ЕСПЧ, и мы абсолютно точно довольны именно этим решением».

«Мы с самого начала говорили, что этот закон дискриминационен. Этот закон — не о защите детей от чего-либо, он о том, что детям нельзя говорить о равной социальной ценности ЛГБТ-отношений и традиционных отношений. Если коротко, этот закон говорит, что «геем быть плохо». И когда Кремль из раза в раз повторяет, что в России с помощью этого закона никого не дискриминируют, то это абсолютная неправда — этот акт является дискриминационным по всему его смыслу» - утверждает правозащитница.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG