Линки доступности

Военное сотрудничество Москвы и Пхеньяна выходит на новый уровень?


Президент России Владимир Путин и лидер Северной Кореи Ким Чен Ын на государственном приеме в Пхеньяне, 19 июня 2024 года.
Президент России Владимир Путин и лидер Северной Кореи Ким Чен Ын на государственном приеме в Пхеньяне, 19 июня 2024 года.

Эксперты – об угрозе вооружения Северной Кореи российскими военными технологиями

Пхеньян объявил, что 6 января был произведен пуск новой гиперзвуковой баллистической ракеты средней дальности, сообщило накануне Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК). По данным агентства, за испытаниями по видеосвязи наблюдал лидер государства Ким Чен Ын, который высоко оценил эффективность ракеты, якобы способной преодолеть любую систему ПРО.

В сообщении также отмечается, что успешный запуск будет способствовать ускоренному развитию ракетно-ядерного потенциала страны.

О расстоянии, которое сумела преодолеть ракета, информация разнится. Пхеньян утверждает, что она прежде чем упасть в Японское море пролетела около 1500 километров, Сеул – что приблизительно 1100 км.

При этом южнокорейские эксперты склоняется к выводу, что при разработке данного оружия техническую помощь Северной Корее оказала Россия.

По стечению обстоятельств ли, или преднамеренно, ракетный запуск КНДР совпал с визитом в Южную Корею госсекретаря США Энтони Блинкена, который осудил испытание, подпадающее под санкции Совбеза ООН.

Кроме того, госсекретарь выразил озабоченность тем, что Россия собирается предоставить Пхеньяну передовые космические и спутниковые технологии.

По оценке западных экспертов, посредством таких технологий Северная Корея сможет идентифицировать цели на территории своих потенциальных противников.

Энтони Блинкен также сообщил о том, что Россия может признать КНДР в качестве ядерной державы.

Есть данные, что северокорейские специалисты действительно посещали несколько российских организаций, занимающихся разработкой спутников, заметил в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» эксперт Канадского института по вопросам внешней политики Максим Старчак. Вместе с тем, по его мнению, о сотрудничестве Москвы и Пхеньяна сфере высоких военных технологий трудно судить ввиду очевидной глубокой засекреченности темы.

«Так, по поводу (помощи России в создании) гиперзвуковых ракет в КНДР нет никакой информации (в открытом доступе), – добавил он. – Но вряд ли Москва напрямую передала бы эту технологию, которая дает ей военные преимущества. Возможно, это Пекин что-то передал Пхеньяну».

Здесь опасность скорее в другом, продолжил Максим Старчак: «Военное сотрудничество России и КНДР может помочь Северной Кореи развить спутниковую группировку для слежки и шпионажа. Кроме того, Москва может наладить поставки «стратегическому партнеру» топлива и двигателей для тяжелых ракет, а также оказать консультации, передать технологии, какие-то опытные образцы. Сомневаюсь только в отношении чего-то критически важного вроде гиперзвука. Ведь Пхеньян может расплачиваться за всё лишь боеприпасами и своими военнослужащими (отправленными на войну с Украиной). Это слишком неравноценный размен».

Напомним, первый подтверждённый успешный запуск космического спутника был осуществлен Северной Кореей в декабре 2012 года, что сделало страну тогда 10-й космической державой.

Расчеты Кремля при оказании военной помощи КНДР могут строиться на желании оказать давление на США с тем, чтобы попытаться извлечь из этого определенную геополитическую выгоду, предположил эксперт: «В качестве нового шага к эскалации с Западом Москва, например, может признать Северную Корею ядерной державой. Это привело бы узакониванию ядерной программы Пхеньяна и вряд ли бы понравилось многим странам Глобального Юга, в том числе Китаю. Пекин хотел бы сохранить статус-кво – иметь КНДР с её незаконной ядерной программой как пугало США. Тем самым Китай остался бы лидером региона, который мог бы оказывать влияние на КНДР взамен на уступки (для себя) со стороны США. Москва здесь выступает в роли конкурента Пекина».

Так что активизация сотрудничества России и Северной Корее в этой сфере невыгодна Китаю, резюмировал Максим Старчак.

Кто и с чьей помощью делает в КНДР гиперзвуковые ракеты, до конца пока непонятно, согласен израильский военный эксперт Давид Шарп. Но в том, что сотрудничество в военной сфере между двумя странами будет достаточно глубоким, на его взгляд, сомневаться не приходится.

«Слово “гиперзвуковой” уже стало у многих ассоциироваться с неким “чудо-оружием”, что совершенно не так, – уточнил он в комментарии «Голосу Америки». – Опасного оружия в мире и без того хоть отбавляй. А тот же российский “Кинжал”, который считается гиперзвуковым, уже неоднократно сбивали в Украине американские ПВО. Южнокорейская разведка говорит, что протестированная КНДР оружие – просто баллистическая ракета средней дальности, и нет оснований этому не доверять.

«Пхеньян за услуги Москвы расплачивается в числе прочего жизнями своих военнослужащих, посланных погибать за российские интересы (в Курскую область). Это одна из составляющих их сотрудничества, как ни цинично звучит такая формулировка. Конечно, КНДР также поставляет России боеприпасы в огромных количествах в обмен на военные технологии и какое-то оружие – какое именно, тоже никто толком не знает. Возможно, что-то имеющее отношение к «ядерке» и космическим технологиям».

В случае, если Москва официально признает КНДР ядерной державой, это ощутимо ударит по международной системе безопасности и режиму нераспространения ядерного оружия, подчеркнул эксперт. А вот практической пользы это точно никому не принесет, кроме Пхеньяна. Такой шаг, в частности, будет плохо воспринято странами третьего мира, с которыми Кремль заигрывает. Поэтому я не очень понимаю, зачем это нужно Путину. Этот ход не выглядит целесообразным».

Очевидно, сближение России и КНДР объясняется прежде всего тем, что Кремль во что бы то ни стало стремится добиться успеха в войне с Украиной, и ради этого готов идти на очень многие издержки, включая колоссальные траты и репутационные потери, заключил Давид Шарп.

Форум

XS
SM
MD
LG