Линки доступности

Поджоги военкоматов в России связывают с нежеланием идти в армию


Архивное фото АР
Архивное фото АР

С начала войны в Украине в РФ совершено около 20 поджогов военных комиссариатов, которые население стало воспринимать как символ тоталитаризма

В России 24 июня вновь пытались поджечь военкоматы, сообщают СМИ. Это произошло в Перми и Белгороде.

Белгородская область после нападения России на Украину стала фактически прифронтовой и, по официальным данным властей РФ, часто обстреливается украинской стороной.

Сейчас вступает в горячую пору весенне-летний призыв в армию России, который завершается 15 июля. Военные комиссариаты к этому сроку усиливают активность, и за потенциальными «рекрутами» идёт настоящая охота.
В этом, по оценке правозащитников, кроется один из мотивов не прекращающихся акций населения против госучреждений с целью сорвать или, по крайней мере, затруднить их работу. Всего с начала российского вторжения в Украину на территории России было совершено около 20 попыток поджога военкоматов и призывных пунктов.

Впрочем, чаще всего большого ущерба здания и помещения не понесли, а нападавшим, как правило, удавалось безнаказанно скрыться. Так было и в двух последних эпизодах – в Перми и Белгороде.

«Это – форма протеста»

Похоже, что все эти акции, направлены против военкоматов и совершаются теми, кто так или иначе заинтересован в срыве весенне-летнего призыва, заметил в интервью Русской службе «Голоса Америки» главный редактор «Ежедневного журнала» Александр Рыклин. По его словам, в народе хорошо знают, что срочников, вопреки всем заверениям официальных лиц, все-таки отправляли на фронт, где те погибали, получали ранения, пропадали без вести или попадали в плен.

«И теперь никто не верить “гарантиям”, что такое больше не повторится, –уточнил он. – Так что, с одной стороны, поджоги военкоматов вряд ли исходят от неких организованных групп или зарождающегося “подполья”. А с другой – это, тем не менее, тоже форма протеста. И связана она прежде всего с конкретной причиной: люди категорически не хотят идти на войну и не хотят, что на нее шли их родственники и дети».

В случае же объявления всеобщей мобилизации российские органы столкнутся с тяжелейшими проблемами, считает Александр Рыклин: «Для выполнения поставленных задач потребуется привлечь весьма серьезную силовую составляющую, чтобы хотя бы отчасти кампания оказалась успешной. Люди элементарно начнут прятаться по всевозможным норам и лесам. Уже очевидно, что даже за большие, по российским меркам, деньги мало кто желает воевать в Украине, а уж делать это бесплатно охотников и вовсе днем с огнем не сыщешь».

Словом, мобилизационная кампания России провалится, и Путин не наберет нужного количества войск, чтобы удержать захваченные украинские земли, прогнозирует журналист. Как ему представляется, в Кремле осознают, что компания обернется лютым позором и к тому же выявит подлинное отношение россиян к войне.

«А кроме всего прочего страна вполне может взъерепенится и взъерошиться. Ведь, по сути, большинство граждан России не очень хорошо понимают, что где-то там вдали от них, за многие тысячи километров, что такое война в Украине. Во всяком случае, не слишком близко принимают это к сердцу. А мобилизация коснется каждого, где бы тот ни жил – хоть в Ростовской области, хоть за Уралом или Красноярском крае», – резюмировал главный редактор «Ежедневного журнала».
«Военкоматы в России сегодня все больше становятся символом тоталитарного государства»

Это, скорее, форма нарастающего протеста против войны и государственной власти, полагает российский оппозиционный политик Леонид Гозман. На его взгляд, военкоматы в России сегодня все больше становятся символом тоталитарного государства.

«Народ воспринимает военные комиссариаты как помощников Кремля в деле организации войны, – добавил собеседник «Голоса Америки». – Отсюда и поджигательские настроения. Думаю, истоки этого явления отнюдь не в стремлении во что бы то ни стало избежать призыва в армию. Последнего проще добиться, дав взятку военкому или приобретя “белый билет” с помощью врача».

В случае, если власти рискнут объявить полномасштабную мобилизацию, то они в очередной раз оскандалятся, констатировал Леонид Гозман. Как ему представляется, тогда люди всеми силами и способами начнут уходить от воинской повинности.

«В итоге из этой идеи ничего хорошего для властей не получится, – утверждает он. – И, конечно, они разбудят очень большое недовольство: начнутся протесты, акции неповиновения. А многие просто предпочтут скрыться за границей. Возможно, власти оставляют мобилизацию на крайний вариант, когда на фронте дела пойдут совсем плохо, и не будет иного выхода. Исключать ничего нельзя».

В американском Институте изучения войны предполагают, что российское наступление на востоке Украины в ближайшее время застопорится вне зависимости от того, падет Лисичанск, последний оплот украинцев на Донбассе, или нет, и это может дать ВСУ передышку с тем, чтобы затем перейти в контрнаступление.

XS
SM
MD
LG