Линки доступности

Судьба «Манаса» и российские интересы


Москва и Центральная Азия – взгляд из России

Эвакуация американского центра транзитных перевозок «Манас» начнется в январе следующего года – за полгода до окончания официального срока заключенного в июне 2009 года соглашения между США и Киргизией.

В четверг 14 ноября министр иностранных дел Кыргызстана Эрлан Абдылаев вручил послу США в республике Памеле Спратлен ноту с официальным уведомлением о прекращении деятельности базы Манас. Об этом говорится в сообщении внешнеполитического ведомства страны.

Киргизская сторона отметила, что договор о сотрудничестве, а также соглашение об аренде Центра транзитных перевозок в международном аэропорту Бишкека Манас прекращается с 11 июля 2014 года. Ранее законопроект о денонсации соглашений подписал президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев. Соответствующее решение было поддержано всеми парламентскими партиями республики.

Напомним, что авиабаза «Манас» начала действовать в декабре 2001 года, практически одновременно с началом операции международной коалиции в Афганистане.

В феврале 2009 года заявление о закрытии базы сделал тогдашний президент Кыргызстана Курманбек Бакиев. Это решение также было практически единогласно одобрено парламентом. Тогдашний шаг Кыргызстана совпал с решением российского руководства об оказании крупномасштабной экономической помощи республике. Однако уже в июне Кыргызстан и США пришли к соглашению: арендная плата выросла почти в пять раз, а авиабаза была переименована в Центр транзитных перевозок.

Стоит добавить, что в «Манасе» базируются транспортные самолеты. В Кыргызстане есть еще одна иностранная авиабаза – в Канте, где базируются штурмовики ВВС России.

Русская служба «Голоса Америки» попросила экспертов охарактеризовать интересы США и России в Центральной Азии.

«Баланс между условным Западом, Китаем и Россией»

Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, руководитель группы центральноазиатских исследований Сергей Абашин:

«Политика России в Центральной Азии действительно активизировалась. У Москвы есть целый ряд важных проектов: Евразийская интеграция, Таможенный союз и ОДКБ. Я не думаю, что в России есть точное понимание того, с какой скоростью и кто должен входить в эти проекты. Понятно, что с Узбекистаном есть сложности, поэтому в данном случае Россия выстраивает двусторонние отношения.

В российском руководстве пока идет дискуссия о том, включать ли Кыргызстан в Таможенный союз. Однако пока не всем ясно, какие плюсы это может дать. Многие в российском руководстве считают, что от этого будут только минусы. Но есть понимание, что любые шаги по интеграции с Кыргызстаном нужно делать на основе ответных шагов киргизского руководства.

В руководстве Кыргызстана также существуют различные взгляды на Таможенный союз и отношения с Москвой. Пока преобладает точка зрения, согласно которой Таможенный союз может быть выгоден для страны. Закрытие базы «Манас» было одним из условий вхождения Кыргызстана в Таможенный союз и доверительных отношений с Москвой.

Часто отношения Бишкека с Москвой рассматривают не в контексте выбора между уловным Западом и Россией; там есть более сложный баланс между условным Западом, Китаем и Россией. Для Кыргызстана важны китайские инвестиции и финансы; они сейчас важны для всей Центральной Азии. Но для Кыргызстана также важны гарантии сохранения дистанции от Китая, чтобы не впадать в полную зависимость от этой большой и мощной страны. Союз Кыргызстана с Россией – это и гарантия непопадания в зависимость от Китая».

«Манас» как угроза интересам России и Китая

Эксперт Российского институт стратегических исследований и фонда «Азия Аналитика» Аджар Куртов:

«Вывод «Манаса» должен был произойти. Трудно предполагать, что Вашингтону выгодно содержать военные перевозки в том же объеме после вывода войск США из Афганистана в 2014 году.

Проблему «Манаса», которая интерпретируется как исключительное желание России выдавить базу из Киргизии, нельзя рассматривать исключительно в этой плоскости. В рамках документов Шанхайской организации сотрудничества – Китая, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Киргизии – требование вывода «Манаса» из США также поставлено. Оставлять «Манас» на вечные времена было бы прямым вызовом интересам не только России, но Китая.

Интересы России в Центральной Азии многообразны и не сводятся к тому, чтобы ограничивать влияние внешних акторов – таких как США и Китай. После распада СССР США решили заполнить собой вакуум, образовавшийся в Центральной Азии после краха коммунистической идеи. Отчасти намерения американцев содержали элементы, направленные против интересов России в регионе.

Экономические интересы России завязаны на Казахстане, Туркменистане и Узбекистане. В Кыргызстане и Таджикистане их у России меньше».

«В частности, – продолжает Куртов, – киргизское и таджикское руководство упирает на то, что Россия должна развивать в этих странах гидроэнергетику. Однако это очень сложная тема, и там все не так просто: российским инвесторам по ряду причин нецелесообразно строить крупные гидроэлектростанции. Кыргызстан и Таджикистан также не столь богаты в плане природным ресурсов. Вся остальная сфера – промышленность и сельское хозяйство – не развиты в этих странах. Поэтому России остается культурная сфера, вопросы безопасности и политического сотрудничества».
XS
SM
MD
LG