Линки доступности

Отправной точкой для независимого американского кинопроекта «Мама» стала война в Украине


Саша (Олег Блинов). Кадр из фильма «Мама». Courtesy photo
Саша (Олег Блинов). Кадр из фильма «Мама». Courtesy photo

Олег Блинов: «В написании сценария помогла личная рефлексия»

Саша, молодой беженец из объятой пламенем войны Украины, сумел добраться до Нью-Йорка, где он работает на стройке за «нал», а живет в палатке под мостом. Но он остается душой и сердцем в Украине, и все заработанное отправляет матери, оставшейся на родине. Телефонные разговоры с ней стали для него сокровенной линией жизни.

Таков главный нерв короткометражного фильма «Мама», презентация которого состоялась в Манхэттене. Получасовую драму представили продюсер, сценарист и исполнитель главной роли Олег Блинов (Oleg Blinov) и режиссер Альберт Рудницкий (Albert Rudnitsky), соавтор сценария.

«Проект возник достаточно логично, - рассказал корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» Олег Блинов. - Отправной точкой стала война, но и не только война. Мама у меня русская, отец – украинец. Они в разводе. Когда началась широкомасштабная война, отец жил со своей семьей в Харькове. Вместе с женой и 9-летним ребенком они прятались от обстрелов в метро до тех пор, пока он не нашел способ вывезти их подальше от опасной зоны. Отец уговорил человека с автомобилем, чтобы тот захватил с собой его жену и их сына. Мест в машине больше не было, и отец поехал поездом. После многих мытарств они добрались до Амстердама, где сейчас и живут».

По словам Олега Блинова, мощным импульсом к началу работы над фильмом стали рассказы его отца. Это был ад кромешный, российские обстрелы и бомбардировки не прекращались ни на час, и смерть неотступно ходила рядом.

«Мама». Кадр из фильма. Courtesy photo
«Мама». Кадр из фильма. Courtesy photo

«Одного из друзей моего отца, - сказал он, - тогда ранило. Пуля прошла рядом с сердцем, но он, к счастью, выжил. Когда он вышел из больницы и приехал к своему дому, то увидел одни руины. Я потерял контакт со своей бабушкой, которая жила в Мариуполе, и не знаю, жива ли она».

За страшными подробностями, которые он называет «полной жестью», Блинов адресует к известной документальной ленте «20 дней в Мариуполе» режиссера Мстислава Чернова, получившей приз зрительских симпатий на кинофестивале Сандэнс и выдвинутой Украиной на премию «Оскар».

Актер, сценарист, продюсер и режиссер, Олег Блинов учился в Москве, во ВГИКе имени Сергея Герасимова и в ГИТИСе (Институт театрального искусства), где получил степень бакалавра. Он сыграл как актер в нескольких фильмах и телешоу, которые демонстрировались на международных кинофестивалях, в том числе на Toronto's YES! Festival, Blowup Film Festival в Чикаго и на фестивале Flickers в Род-Айленде. В 2018 году он переехал в США, где продолжает свою карьеру в кино и на ТВ.

«Трагедия Украины, ставшей жертвой российского режима, подвигла меня говорить на эту тему языком кино, - отметил Олег Блинов. – Лишне говорить, что я выступаю против войны. Я за то, чтобы люди договаривались, искали выход из самых сложных ситуаций мирным путем, путем диалога, а не агрессии. Сегодня важно называть вещи своими именами и разоблачать ложь, в какие бы одежды она ни рядилась. Так я начал писать первую версию сценария. Показал ее Альберту Рудницкому, и мы вместе стали его дорабатывать. В создании сценария помогли и наша личная рефлексия, и свидетельства родных и друзей, и то, что мы узнали в соцсетях».

Соратник Олега – режиссер Альберт Рудницкий. В 2007 году закончил в Москве Школу-студию МХАТ как художник-постановщик. В 2007–2011 годах работал в театре «Мастерская Петра Фоменко». В 2016 году закончил ГИТИС по специальности «режиссер». В 2014–2018 годах являлся директором Международного фонда К.С. Станиславского. Среди лауреатов присуждаемой им премии – Ингмар Бергман, Энтони Хопкинс и Йен Маккеллен. Выступил режиссером постановок «Нос» (Таганка), «Anima Chroma» (Union Foundation), «Старуха» (Main St Theatre), «Женитьба» (Государственный Театр наций) и других. Снял несколько короткометражных фильмов. Эмигрировал в США в 2018 году по политическим причинам. Живет в Нью-Йорке.

«Мама». Кадр из фильма. Courtesy photo
«Мама». Кадр из фильма. Courtesy photo

«Как рассказать интересную историю и одновременно выразить себя? – сказал Альберт Рудницкий на презентации фильма «Мама». – Мы много об этом говорили с Олегом. И согласились с тем, что оба хотели избежать политизации и спекуляции на военной теме. У катастрофы в Украине есть разные измерения. Самый важный ракурс для нас – человеческий. Люди испытывают ужас, страх и депрессию. Общение Саши с его мамой по телефону — это тонкая ниточка, соединяющая их через тысячи километров. Диалоги двух родственных душ по мере работы над фильмом обрастали деталями. К основному нарративу мы добавили ряд сцен. Начали съемки минувшим летом и закончили фильм в сентябре».

Покинув Украину, герой фильма Саша пытается обустроить свою жизнь в Нью-Йорке.

«Это непросто, - объясняет Олег. - Жизнь здесь жесткая, Саша отчаянно пытается выживать, ищет свою нишу. Как и многие уехавшие от войны в далекие края, он переживает чувство вины перед своими близкими, оставшимися на родине».

«Война раскалывает семьи, делает врагами самых близких людей, - продолжал Олег. - Так, Саша – пацифист, а его брат поступил в украинскую армию и отправился на фронт. Несмотря на короткую продолжительность фильма, мы не ограничились темой вины и раскола. Мы хотим, чтобы зритель задумался о любви к родине, к своей культуре, к сохранению своего языка. Большое место в фильме занимает любовная линия».

Олег и Альберт говорят, что их авторская команда из двух человек это и удобство, и сложность. Кино они снимают независимое, и, поскольку бюджет лимитирован, многое им приходится делать самим, в качестве “человека-оркестра”. Что касается кастинга, то, по словам Альберта, для них было принципиально важно объединить актеров из разных стран – Украины, России, Беларуси и США. «Стараемся окружать себя хорошими людьми», - говорит он.

Авторы фильма считают большим везением, что они познакомились и взяли на важную роль американца, непрофессионального актера Кристофа Стейгера. Он играет загадочного бездомного, который вступает в конфликт с Сашей. Как рассказал Олег, Стейгер многое прошел в жизни, потерял жену, сам несколько раз был на волоске от гибели.

«По-моему, он хорошо передал судьбу и характер этого человека», - считает Олег.

Лариса Андреева-Джонстон сыграла мать героя. Родом из Одессы, она живет в Вихокене (штат Нью-Джерси). Театральная актриса, бывшая модель и телеведущая, Лариса после презентации поместила на своей страничке в Фейсбуке слова благодарности авторам фильма. «Я получила возможность стать частью интересного проекта и сыграть мою первую роль здесь, в Америке, объединившись с коллегами и затронув очень важные темы».

Актриса Ирина Карпенко сыграла одну из ролей. На презентации она рассказала, как неожиданно для себя вошла в проект.

«Я переехала в США из Украины за год до начала большой войны, - сказала Ирина. - Никогда не думала, что буду волноваться за своих близких, оставшихся там. К счастью, мне удалось вывезти сюда родителей. Я сама режиссер, и Лариса (Андреева-Джонстон) в одной моей постановке сыграла похожую роль матери, остающейся в Украине. Для роли в фильме мне предложили взять в руки баян и спеть украинскую песню. Баян я не держала в руках 25 лет. Это было так замечательно, что теперь в День Благодарения мы всей семьей поем эту песню за праздничным столом».

«Мама». Кадр из фильма. Courtesy photo
«Мама». Кадр из фильма. Courtesy photo

«Я уезжал из Москвы в 2018 году, - вспоминал Олег Блинов. - Ранее в том же году приезжал в США впервые. Я снимал здесь документальный фильм «Дорога в Голливуд». Незадолго до моего отъезда прошла акция Pussy Riot «Милиционер вступает в игру». Так получилось, что я жил на квартире участников этой акции. Российские силовые структуры мною заинтересовались, очевидно, потому, что я снимал документальные фильмы. Явно сыграли свою роль мои нелицеприятные высказывания о Путине и российской власти. Против меня была организована ментовская подстава. Примерно таким же способом выталкивали из страны многих нежелательных режиму лиц. Мне дали четко понять: чтобы остаться, нужно продаться власти и стучать на своих. Поверьте, я бы с удовольствием сделал несколько проектов и в России, и в Украине. Много прекрасных людей осталось и там, и там. Однажды, когда мы проснемся и поймем, что дальше так жить нельзя, когда мы приведем все в соответствие с цивилизованными нормами, тогда я смогу вернуться и творить на родине».

Какие дальнейшие планы у Олега и Альберта?

«Мы, возможно, немного сократим продолжительность фильма «Мама», чтобы удобней было вписываться в формат кинофестивалей коротких картин, - сказал Олег. – В то же время нам говорят, что у нашего фильма ритм полнометражного кино, так что есть идея растянуть нарратив на полный метр».

Отвечая на вопрос о любимых режиссерах, творчество которых его вдохновляет, Олег назвал Стенли Кубрика, Вонг Карвая, Квентина Тарантино и Ларса фон Триера.

«Уровень честности и, одновременно, провокации – высокий класс, - сказал он о фон Триере. – Этими именами список моих фаворитов, конечно, не ограничивается. Я вообще люблю авторское кино, когда режиссер говорит со зрителем своим неповторимым языком».

«Наш фильм, строго говоря, не о войне, а о человеческих отношениях, рвущихся из-за войны, - заключил Олег. – Наш герой уехал от войны, но попал в каком-то смысле в другую войну. Тут, в Америке, тоже надо выживать. Мы показываем почти военные ландшафты - депрессивные заброшенные здания, груды камней и мусора, холодную урбанистику. Собственно, это метафора того, что война идет везде, в том числе и в наших сердцах. Если мы не преодолеем антагонизм в душах людей, все время будут возникать причины для новых войн.

Форум

XS
SM
MD
LG