Линки доступности

Трагедия в Магнитогорске: чья версия хуже?


Почему в России граждане не верят властям?

Число жертв, погребенных в результате взрыва в одном из подъездов 10-этажного дома в Магнитогорске, по последним данным составило 39 человек, шестеро из них дети.

Официальный представитель МЧС заявил, что больше под завалами никого не осталось. Всего в подъезде было прописано 110 человек, проживало и того больше.

Приоритетной версией Следственного комитета России (СКР) остается взрыв бытового газа. В соответствии с заявлением ведомства, следов взрывчатых веществ на месте ЧП не обнаружено.

Тем не менее, и в самом Магнитогорске, и в экспертных кругах с официальной трактовкой событий далеко не все согласны. Слишком много неувязок и недоговоренностей. В частности, по-прежнему не разъяснена причина произошедшего в городе взрыва автомобиля «Газель», в результате которого погибли три человека. Непонятно, что в таком случае делает многочисленный отряд следователей (по данным медиа, сто человек) вместе с главой СКР Бастрыкиным, давно прибывшими на место трагедии, и почему событие так скупо освещается в центральных СМИ.

Политолог, профессор МГИМО Валерий Соловей по этому поводу пишет в своем блоге на радиостанции «Эхо Москвы, что все больше признаков указывают на то, что в Магнитогорске случился теракт, «организованный мигрантами из Средней Азии».

«Власть органически не способна грамотно реагировать на кризисы в информационном поле, – констатирует профессор. – Умолчание и сокрытие порождают слухи и утечки, которым доверяют несравненно больше, чем официальным источникам».

По словам Валерия Соловья, «политика «все больше полномочий силовикам» ведет к их безответственности и не повышает безопасность».

В свою очередь, публицист Михаил Пожарский не верит в теракт, но считает, что официальная версия гораздо хуже и для общества, и для государства. По его оценке, «проблема гниющей инфраструктуры и сидящего на ней ворья актуальнее проблемы терроризма».

«Ведь вероятность того, что в вашем доме жулики от ЖКХ распилили и украли, "положив болт" на вашу безопасность, ГОРАЗДО выше вероятности, что в гости к вам зайдет шахид Абдулла», – пишет он в Фейсбуке.

Заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук Сергей Ениколопов в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» заметил, что версия о приведшем к массовой гибели граждан взрыве бытового газа воспринимается людьми намного тяжелее, чем теракт.

«Сразу возникает вопрос, каким образом можно допустить такое, – пояснил он. – Взрыв в жилом помещении ассоциируется с преступным головотяпством. Люди перестают чувствовать себя в безопасности, находясь в собственных квартирах».

Дело также усугубляется тем, что взрывы бытового газа, сопровождаемые большим числом жертв, происходят в стране значительно чаще, чем теракты, подчеркнул психолог: «И реакция тут однозначная: это все продолжается и ничего не налаживается. Отсюда - глубокое чувство неверия в то, что все когда-нибудь изменится к лучшему. Плюс погибло больше людей, чем, допустим, при взрыве в аэропорту Домодедово. Кроме того после терактов ясно, кто враг. А здесь – нет».

Все это усиливает человеческие фобии, тем более, что многие люди не могут отказаться от газа, заключил Сергей Ениколопов.

Как признался в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» шеф-редактор интернет-издания Insider Роман Доброхотов, он ожидал, что после сообщения о разрушении жилого дома в Магнитогорске возникнут альтернативные версии, как это и случалось после предыдущих трагедий – пожара в «Зимней вишне», стрельбы в керченском техникуме и так далее.

«Недоверие к официальным заявления властей всегда настолько высоко, что можно просто на сто процентов гарантировать, что даже после техногенной катастрофы, никак не связанной с политикой и терактами, люди все равно будут утверждать, что нам чего-то не договаривают, что на самом деле все еще гораздо хуже и тому подобное», – пояснил журналист.

Вместе с тем сам Роман Доброхотов пока не увидел серьезных оснований в пользу достоверности теракта: «Никаких прямых улик нет, но надо понимать, что и исключать ничего нельзя. Возможно, именно потому власти и медлят с окончательными выводами, оставляя многие вопросы без ответа».

Шеф-редактор Insider также отметил, что взрывы бытового газа происходят в России едва ли не ежемесячно.

«У нас по этой причине гибнет больше людей, чем от терактов, что, конечно, свидетельствует о бедственном положении дел в стране, особенно в регионах. Налицо явный перекос в выборе государством приоритетов», – обобщил он.

География сопровождаемых трагедиями взрывов бытового газа в жилых домах охватывает практически всю Россию – от Москвы и ближнего Подмосковья – до самых отдаленных окраин.

XS
SM
MD
LG