Свыше трех четвертей россиян (76%) поддерживают действия российской армии в Украине. Об этом говорят итоги опроса «Левада-центра», обнародованного на официальном сайте социологической организации.
При этом 42% респондентов оказались не готовы к тому, чтобы их близкие подставляли головы на фронте. Среди них больше москвичей, и лиц старше 55-и. Это чуть больше (40 %) тех, кто одобрил бы заключение его родственниками и членами семьи контракта с оборонным ведомством и направился бы в зону боестолкновений. Еще 17% признались, что них нет ответа на этот вопрос, 1 % отказался высказываться по данной теме.
Вопрос в такой формулировке впервые прозвучал в российских социологических опросах, отметил директор «Левада-центра» Денис Волков. Волков допустил, что ответы на него можно рассматривать как «еще один способ определить, как много россиян реально поддерживает "СВО", а сколько — только говорят об этом». По его мнению, те, кто одобряет отправку близких на фронт, «готовы чем-то жертвовать, а не просто поддерживают (войну) на словах».
В целом социологи пришли к выводу, что внимание к войне в Украине на протяжении последних месяцев не претерпело изменений: как и прежде, за ней внимательно следят около половины опрошенных. Уровень поддержки военных действий остаётся устойчиво высоким. В то же время опрос показывает, что большая часть респондентов (55%) полагают, что настала пора мирных переговоров с Украиной.
Исследование «Левада-центра» рисует довольно мрачную в моём восприятии картину состояния российского общества, говорит преподаватель факультета социальных наук, Карлов университет, Прага Дмитрий Дубровский. По его мнению, никакого радикального сдвига в осознании населением войны в Украине так и не произошло.
«У социологов Левады получилось найти очень важную развилку, – добавил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – Около половины респондентов хотят, чтобы всё шло как идёт, но только без их участия, и почти столько же утверждают, что они одобрят подписание контрактов с Минобороны своими близкими, то есть готовы отправить их на смертоубийство. Получается, значительная часть опрошенных одобряют войну как бы дистанционно. Но в одном случае эта поддержка выглядит чисто формально – мол, да отвяжитесь от меня. А другая часть демонстрирует деятельную, более активную поддержку».
При этом понятно, что если ты заявляешь, что не поддерживаешь «СВО», то ты априори попадаешь в группу риска, продолжил Дмитрий Дубровский: «Это чревато обвинениями в том, что ты не с большинством, ты маргинал, “заукраинец” и еще кто-то в этом роде. Эта позиция и морально, и практически довольно опасная, тем более будучи зафиксированной при опросе. А та часть, которая одобряет подписание близкими контрактов с минобороны, думаю, представляет собой настоящих провоенно-настроенных, раз они готовы, пусть и на словах, отправить своих родственников на бойню».
Согласно опросу «Левада-центра», активнее других о потенциальном одобрении отправки на войну своих близких говорили следующие категории: мужчины (48%), респонденты в возрасте 55 лет и старше (51%), жители столицы (50%), те, кто полагает, что дела в стране идут в верном направлении (48%), а также те, для кого телевидение – главный источник информации (50%).
Состав этой группы представляет собой безусловный интерес, заметил социолог: «Для меня странно, что в нее вошли люди в возрасте 55 лет и старше. Это, значит, что они скорее всего согласны отправлять на фронт своих детей, зятьев, а то и внуков... Любопытно, что в этой же группе оказались и москвичи. Парадокс в том, что жителей столицы, особенно коренных, меньше всего на войне. Как известно, большую часть контрактников составляют отнюдь не москвичи, а рекруты из бедных регионов страны».
Кроме того, из опроса «Левада-центра» следует, что граждане, одобрительно относящиеся к отправке на войну своих родственников и близких, чаще всего мотивируют свою позицию следующими доводами: «нужно защищать Родину» (41%), «это выбор каждого человека» (18%), «долг гражданина, гражданская позиция, патриотизм» (18%).
У тех, кто одобряет отправку на войну, очень смутное представление о том, зачем это нужно, комментирует Дмитрий Дубровский. По его словам, практически никто из них не говорит сейчас кремлевскими тезисами - про “защиту русскоязычного населения”, мнимую “борьбу с фашизмом” в соседней стране и прочее: «Зато они вообще непонятно почему говорят о необходимости защищать родину. По всей видимости, им и в голову не приходит (или они гонят от себя эту мысль) - почему это нужно делать в Украине, а не в Казахстане, например. Помимо того, часто упоминаются «долг», «патриотизм»… Я знаю довольно много случаев, когда люди, совершенно не агрессивные по природе своей и совершенно не понимающие цели развязанной Путиным войны, тем не менее идут на фронт».
Это конформизм как отражение бездумного патриотизма, считает социолог. «Им сказали, что отечество в опасности, значит нужно его спасать. От кого, зачем – не важно. Как и то, кто сейчас агрессор, а кто жертва. Действуют по принципу: все идут, и я иду», – заключил он.
«Левада-центр»: 76% опрошенных россиян за войну, но 42% не готовы жертвовать близкими
По опросу «Левада-центра», лишь 40 % респондентов согласны на подписание родственниками контракта с Минобороны
Форум