Администрация президента России негласно, но настоятельно рекомендует российским госчиновникам, включая депутатов Госдумы, вернуть в страну детей, обучающихся за границей.
Сделать это необходимо незамедлительно, не дожидаясь окончания учебного семестра. Требования о возращении из-за рубежа домой касаются также родителей упомянутой категории граждан, сохранивших гражданство РФ.
Об этом накануне сообщили ведущие российские СМИ со ссылкой (или без таковой) на первоисточник - Znak.com. Издание, в свою очередь, утверждало, что информация подтверждена сразу пятью высокопоставленными собеседниками.
Правда, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг информацию о существовании подобной рекомендации. «Я такого не видел и не слышал», — цитирует Пескова агентство ТАСС. Совет Федерации поступил аналогично.
Однако актуальность поднятой темы очевидна. Публикация вызвала волну острых дискуссий. Политологи высказывали в этой связи самые разные оценочные суждения. Кто-то утверждал, что новация «патриотична», поскольку нельзя до бесконечности всячески клеймить позором Запад и одновременно направлять своих отпрысков на учебу туда. Кто-то счел это своего рода «замером», определяющим настроения граждан по отношению к проблеме.
По данным медиа, дети многих госчиновников предпочитают учиться за кордоном. Так поступили, например, все три дочери Сергея Железняка, рупора «Единой России» в Государственной думе прошлого созыва. За рубежом получили образование сын сенатора Елены Мизулиной, известной своими законодательными инициативами, и дочь министра иностранных дел Сергея Лаврова. Список легко можно продолжить.
Словом, сама постановка вопроса никого не удивила, равно, как и антиконституционность таких мер. Тем более, что идеи введения законодательного запрета детям чиновников учиться за рубежом давно витают в стенах Госдума. Так, в 2013 году, соответствующую поправку вносила фракция КПРФ.
Руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников также уверен, что новость «абсолютно в современном российском тренде».
«Известно, что в ряде ведомств, особенно силовых, уже относительно давно есть прямой или почти запрет на заграничные поездки, - добавил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». - Соответственно, и эта новость хорошо укладывается в ту же самую логику».
Андрей Колесников заметил, что, несмотря на то, что Песков опроверг информацию, это ничего, в общем, не меняет.
«Серьезного доверия к его словам ни у кого, естественно, нет, - констатировал он. - А с точки зрения достоверности эта история выглядит как вполне возможная. В данном случае, нет дыма без огня».
Вместе с тем эксперт Московского центра Карнеги допустил, что нагнетание подобных настроений способствует тому, что государственная служба сегодня выглядит не слишком привлекательно для людей честных и способных, а свято место пусто не бывает, поэтому туда устремятся закоренелые и беспринципные карьеристы.
В свою очередь, член федерального политсовета партии Парнас, правозащитник Наталья Пелевина полагает, что распространение подобной информации может быть связано с желанием внедрить в сознание людей вероятность новой войны.
«С моей точки зрения, все это выглядит, как бравада со стороны Путина, поигрывание мышцами, - заметила она в комментарии «Голосу Америки». - Честно говоря, я пока не верю в реальность угрозы новой масштабной войны. Подозреваю, что Путин просто превращает это в некую карту, которую следует разыграть. Все призывы, реальные или мнимые, вернуть детей (из-за границы), возможно, как раз и связаны с процессом вселения дальнейшего страха в российских граждан».
Наталья Пелевина предположила, что подобная информация не просочилась бы так легко, если бы действительно Кремлем велась подготовка к серьезным событиям.
«Думаю, что главное здесь – создать атмосферу неуверенности, поиграть на страхе, который есть в каждом из нас», - резюмировала она.
По данным аналитиков из Комитета гражданских инициатив (КГИ), число граждан РФ, желающих уехать на постоянное место жительство за границу, неуклонно растет. Согласно докладу КГИ, в 2011 году на ПМЖ уехали 37 тыс. россиян, в 2012-м - 123 тыс., а в 2015-м - уже 353 тыс.
Наталья Пелевина считает, что те, кто мог уехать из страны, в основном, уже уехали.
«Подозреваю, большинству россиян просто не на что и некуда ехать, поэтому, думаю, что какого-то дикого отлива в связи с потенциальным запретом на учебу детей госчиновников за рубежом мы не увидим, но те, у кого было в планах покинуть Россию, теперь постараются это сделать как можно скорее», - заключила она.