Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) заявил, что прекращает работу в России. Причиной названо стремление «защитить журналистов на фоне кампании Кремля против независимой журналистики».
Дрю Салливан, главный редактор Центра, отмечает, что власти России всячески демонстрируют, что в стране нет места независимым СМИ и журналистам-расследователям, и другого выбора у Центра не оставалось. Сотрудникам OCCRP предложили переехать в другие страны, а тем, кто отказался, помогли с поиском новой работы.
«В России работать все труднее: те, с кем мы сотрудничаем, названы либо "иностранными агентами", либо их деятельность признана нежелательной... Многие из них уже покинули страну. Сложно общаться с людьми из-за давления со стороны властей. Мы не хотели рисковать людьми», – подчеркнул Салливан.
Летом 2021 года несколько российских журналистов Центра по исследованию коррупции и организованной преступности были внесены в список «иностранных агентов». Салливан рассказывает, что уже были призывы дать OCCRP статус «иностранного агента» или «нежелательной организации». Центр, известный по громким расследованиям о коррупции, в числе которых и участие в публикации «Панамского досье», продолжит расследовать и писать о России из других стран. Каких? - Салливан предпочитает не уточнять в целях безопасности сотрудников.
«Я, вероятно, видел больше документов друзей Владимира Путина, чем кто-либо. У нас столько информации! И мы по-настоящему понимаем, как это правительство работает. Это просто банда воров. То, что сейчас происходит в России —вовсе не правление страной, а борьба за власть. И в таких условиях высокая вероятность утечки документов. Мы продолжим получать документы», - добавил главный редактор Центра по исследованию коррупции и организованной преступности.
Решение Центра журналистов‑расследователей прекратить работу в России не удивило экспертов. Аналитик Комитета защиты журналистов Гульноза Саид (Gulnoza Said, Committee to Protect Journalists) в интервью Русской службе «Голоса Америки» рассказала, что они получают запросы от российских журналистов помочь им получить убежище в других странах.
«В настоящее время быть журналистом, особенно журналистом, занимающимся расследованиями, стало совершенно невозможно. Эта зачистка продолжается уже какое-то время и особенно усилилась в этом году, когда Россия приближалась к выборам. На сегодняшний день мы видим, что методы борьбы против свободных журналистов поменялись. Они вывели эту борьбу уже в правовое поле из криминального и используют все возможные рычаги судебной системы, которая не является независимой», – сказала Саид.
Эксперты называют точкой отсчета усиления преследований журналистов в России начало этого года, когда власти всячески ограничивали освещение в СМИ деятельности Алексея Навального, а затем и протестов в поддержку оппозиционного политика. Так в стране заблокированы сайты, связанные с командой Навального, и прекратила существование организация «Открытая Россия» после того, как их деятельность была признана нежелательной на территории России.
«После того, как критик Кремля Алексей Навальный вернулся в Москву в январе, мы почувствовали, что власти напряглись. Весь год журналисты становились жертвами правительства. Мы недавно стали свидетелями того, как известные журналисты, занимающиеся журналистскими расследованиями, были обвинены в распространении клеветы и в нарушении неприкосновенности частной жизни за их статьи о коррупции. Речь идет об основателе "Важных историй" Романе Анине и шеф-редакторе Insider Романе Доброхотове. Их очевидно преследуют за профессиональную деятельность. Я понимаю решение Центра по исследованию коррупции и организованной преступности», - подчеркнула в интервью корреспонденту Русской службы Голоса Америки эксперт по Восточной Европе и Центральной Азии международной организации «Репортёры без границ» Жанна Кавелье (Jeanne Cavelier, Reporters Without Borders).
Эксперты констатируют, что профессия журналиста в России стала крайне опасной.