Линки доступности

Наземная операция в секторе Газа: императивы и сложности


Газа. 23 октября 2023 г.
Газа. 23 октября 2023 г.

Эксперты - о перспективах военной кампании Израиля против ХАМАС

После трагических событий 7 октября 2023 года в мире вновь запылал еще один очаг масштабной войны: и опять на Ближнем Востоке.

Застарелый конфликт, политических решений которого сторонам не удавалось достичь десятилетиями, обернулся новыми жертвами среди израильтян, в результате внезапного нападения боевиков ХАМАС на мирных жителей, близлежащих к сектору Газа районов Израиля, а затем - жертвами среди палестинцев, в результате ударов ЦАХАЛ, целью которых является освобождение своих граждан, взятых в заложники, а также уничтожение группировки ХАМАС.

Центр стратегических и международных исследований (CSIS) собрал ведущих экспертов по проблемам Ближнего Востока, для того, чтобы, на основе всего объема информации о последних событиях в войне между Израилем и ХАМАС, обсудить ее перспективы, включая вероятные проблемы потенциального наземного вторжения Израиля в сектор Газа в условиях требований проведения кампании согласно современным законам войны.

Насколько серьезными были просчеты израильской разведки?

Эмили Хардинг, заместитель директора Центра стратегических и международных исследований (CSIS), старший научный сотрудник Программы международной безопасности ( Emily Harding, Deputy Director and Senior Fellow, International Security Program CSIS), в прошлом сотрудник ЦРУ, специализировавшаяся на борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке, иначе как провалом разведслужб назвать произошедшее не может.

«Я не хочу полностью обесценивать работу своих коллег из израильского разведывательного сообщества. Они входят в число лучших из лучших, - при этом отметила Хардинг, - однако, во-первых, на лицо сбой в сборе информации. Похоже, некоторые из моих коллег с годами позволили некоторым из своих “агентских сетей” в Газе “атрофироваться”. Похоже также, что имело место чрезмерное доверие к техническому сбору данных. Во-вторых, это аналитический провал. Если у вас есть небольшие фрагменты, которые указывают на то, что что-то не так, и вы не складываете эти фрагменты воедино, это провал анализа. И, наконец, третье - тактическая ошибка. Есть некоторые признаки того, ХАМАС воспользовался единственной точкой сбоя в израильской системе, чтобы вывести из строя башни сотовой связи, чтобы “ослепить” израильтян».

Бывший сотрудник Госдепартамента США Джон Альтерман, в настоящее время - старший вице-президент и директор Ближневосточной программы Центра стратегических и международных исследований (CSIS) (Jon B. Alterman, Senior Vice President, Zbigniew Brzezinski Chair in Global Security and Geostrategy, and Director, Middle East Program CSIS), предположил, что, «в какой-то степени израильтяне убедили себя, что они “понимают палестинцев”».

«Было ощущение, что когда американцы говорили о необходимости реального продвижения в мирном процессе к палестино-израильскому урегулированию, к какой-то идее палестинской государственности, израильтяне отмахивались и говорили: “Вам не понять. Мы живем рядом с этими ребятами, мы их понимаем”. В Израиле считали, что это “американцы убеждают себя сами, думая, что у каждой проблемы есть решение”. Такая позиция привела к явному провалу», - пояснил бывший специальный помощник Госсекретаря США по делам Ближнего Востока

Какие задачи стоят перед военным и политическим руководством Израиля в настоящий момент?

Сет Джонс, старший вице-президент Центра стратегических и международных исследований (CSIS), директор Программы международной безопасности (Seth G. Jones, Senior Vice President; Harold Brown Chair; and Director, International Security Program CSIS), обратил внимание на то, что даже в политической риторике израильтяне используют только такие термины, как «уничтожить или ликвидировать ХАМАС», в том числе в секторе Газа. Однако, по мнению эксперта, «этим до конца проблему не решить и не ликвидировать угрозу».

«После 11 сентября, политики США повторяли, что мы должны уничтожить “Аль-Каиду”. Однако эта организация существует и сегодня, в 2023 году», - отметил Джонс.

Эмили Хардинг добавила, что «преследуя цель уничтожения ХАМАС, израильтяне затрудняют создание альтернативного руководства сектора. А для этого необходима поддержка некоторых других игроков в регионе: иорданцев, египтян».

«В идеале израильтянам нужно бы, по крайней мере, не иметь противодействия со стороны группы стран Персидского залива. Необходим совершенно другой механизм управления, другой механизм поддержки палестинцев», - подчеркнула она.

Достижимо ли полное уничтожение ХАМАС?

Джон Альтерман продолжил эту мысль:

«Вы можете разрушить военные объекты, вы можете уничтожить большую часть руководства. Однако, идеологию, поддержку ХАМАСа устранить сложно, потому что они представляют собой “сопротивление” тому, что палестинцы считают израильским “доминированием”, - объяснил он, - если только у палестинцев не возникнет ощущения, что у них есть другой политический горизонт. Один из наиболее важных уроков, которые извлекли Соединенные Штаты, заключается в том, что абсолютно необходимо отделить эту организацию от населения, которое ее поддерживает частично из страха, частично из солидарности или по инерции. Израильтянам предстоит “отколоть” население от руководства ХАМАС»

Профессор школы дипломатической службы Джорджтаунского университета Дэниел Байман, а также, старший научный сотрудник проекта «Транснациональные угрозы» Центра стратегических и международных исследований (CSIS) (Daniel Byman, Senior Fellow, Transnational Threats Project CSIS), отметил, что «искоренение ХАМАС из “голов палестинцев” гораздо более сложная задача, чем военная кампания».

«”Аль-Каида” во многих отношениях была очень маленькой организацией. Размеры ИГИЛ временами были также сильно преувеличены, но с точки зрения численности они намного меньше, чем ХАМАС. Искоренить ХАМАС будет намного сложнее, и я думаю, что Израилю придется мыслить более реалистично, - сказал профессор, - уже сейчас Израилю придется кое-что делать, чтобы улучшить жизнь простых гражданских лиц: поставлять топливо, воду и электричество. Усилия Израиля по увеличению поставок в Газу также очень важны».

С чем придется иметь дело Армии обороны Израиля в Газе?

При этом, Дэниел Байман, изучавший методы подавления террористических группировок, не умаляет невероятной сложности наземной операции в секторе Газа.

«Военные могут маневрировать большим количеством подразделений на обширных территориях, но вы не можете сделать ничего из этого эффективно в застроенной городской среде, и это значительно облегчает задачу небольшим группам боевиков, - отметил он, - тоннели и подземные сооружения позволяют им скрывать своих лидеров, прятать тайники с оружием, а также быстро перемещать людей и временами, вероятно, “шокировать” израильские силы засадами в тылу наступающих. Также возможен захват большего количества солдат. Появление новых заложников, а на сегодняшний день их уже больше 220».

По мнению исследователя, «каждый шаг ЦАХАЛ будет сопровождаться дилеммой»: при атаке на здание или попытках взорвать тоннель, оставается вероятность того, что погибнут заложники.

«Однако в условиях, пока ХАМАС не произвел ни одного убийства заложников, остаётся открытым вопрос: должен ли Израиль добиваться продвижения в глубь территории и захватывать территорию, разрушая все на своем пути?» - заявил аналитик.

Эксперт уверен, что ХАМАС перед нападением «многое рассчитал и был готов поставить на карту жизни, безопасность и благополучие простых жителей Газы».

О чем говорит освещение истории с «ударом по больнице в Газе» СМИ?

Эмили Хардинг подробно описала сводные данные различных разведслужб по этому событию:

По ее словам, «ракету запустили боевики “Палестинского исламского джихада” с места, недалеко от побережья». Радиолокационные следы показали, что «десять ракет, запущенных примерно в одно и то же время, примерно из одного и того же места, пролетели над больницей и направились в сторону Израиля».

Некоторые видеозаписи, «показывают полосу в небе, затем вспышку, поворот ракеты и ее снижение».

«По мнению специалистов по баллистике, - заявила Хардинг, - это “осечка”, а затем - перенаправление при падении».

Другие фотографии «показывают разрушения, не соответствующие версии авиаудара: очень маленький кратер, как будто что-то горело, а не взрывалось», что больше соответствует сжиганию ракетного топлива.

«Само здание больницы не пострадало, а на стоянке не было никого, кроме укрывшихся гражданских лиц», - отметила в заключении исследователь.

При этом Хардинг обратила внимание на геополитический аспект этого события.

«Джо Байден направился в регион. Его целью было провести там встречи, чтобы поговорить с израильтянами о запланированном наземном наступлении, а также продемонстрировать свою поддержку. Затем он собирался участвовать в саммите с лидерами Иордании, Египта и Палестинской автономии, во время которого планировал обсудить помощь палестинскому народу и освобождение заложников с двойным гражданством. Однако, еще до того, как его самолет оторвался от взлетной полосы в Вашингтоне, пришло известие об этом ударе, и весь мир внезапно просто предположил, что это был израильский удар. В результате - этот саммит отменили», - рассказала Эмили Хардинг.

Она указала на то, что «обязанность средств массовой информации, и всех кто официально говорит в таких ситуациях, публикуя статьи и посты - нести ответственность и задавать вопросы, прежде чем мы просто предположим, что первая версия правдива».

Джон Альтерман добавил, что «такой шум в СМИ заставил руководство многих арабских стран усилить критику Израиля, хотя ОАЭ и Саудовская Аравия, например, враждебно относятся к ХАМАС и ко всем вооруженным группировкам, поддерживаемым Ираном».

«Дезинформация достигла своей цели: риторика до взрыва в больнице и после изменилась, и то, что ХАМАС сделал в Израиле - перестало быть новостью. 95% информационного поля - это то, что происходит с палестинцами, и 5% - это то, что произошло в Израиле 7 октября», - констатировал эксперт.

Каковы в целом проблемы с безопасностью в регионе?

Дэниел Байман высоко оценил усилия администрации президента Джо Байдена по развертыванию ударной группы авианосцев, что, по мнению аналитика, является «сильным сигналом Ирану и Хезболле о том, что Соединенные Штаты активно участвуют в происходящем».

Говоря о дальнейшей роли Ирана как главного «дестабилизатора обстановки на Ближнем Востоке», эксперт подчеркнул, что в отношении этой конкретной атаки ХАМАС, у США «были противоречивые сообщения о роли Ирана: некоторые из них, в частности, говорили, что Иран был плотно вовлечен, а другие говорили, что для иранцов это стало полной неожиданностью».

«Однако очевидно, что Иран стоял за тем, чтобы сделать ХАМАС гораздо более грозным, и это имело катастрофические последствия, - убежден Байман, - ХАМАС получал деньги от Ирана, оружие из Ирана, его боевики обучались в Иране, хотя сам ХАМАС всегда старался демонстрировать независимость. Другая группировка - “Исламский джихад”, которая также действует в секторе Газа - гораздо ближе к Ирану, отчасти потому, что в определенный момент у них закончились деньги, и иранцы просто стали их основным спонсором».

Джон Альтерман считает, что «необходимо тщательно следить и за реакцией на Западном Берегу, в других палестинских автономиях».

«Кроме того, в самом Израиле - 20% населения арабы, и хотя, возможно, только пять процентов из этих людей радикализованы, но это все равно дает около 50 000 агрессивно настроенных палестинских арабов, которые являются гражданами Израиля», - отметил он.

Как этот конфликт повлияет на вербовку арабов во всем мире для «защиты палестинцев»?

Дэниел Байман рассказал об уже распространяемых сторонниками «Аль-Каиды» и «Исламского государства» призывах, в которых говорится, что «следует нападать на израильтян».

«Глобальные террористические группы уже используют это в своей пропаганде. Большая часть “пропалестинской риторики” - это истории о постоянной израильской агрессии. Мол, Израиль является враждебной, действительно “злой силой”», - заявил он.

На что Эмили Хардинг отреагировала встречным вопросом:

«Одна вещь, которая меня действительно беспокоит в распространенной сейчас версии - это звучащие отовсюду призывы к Израилю отступить. Но где же призывы к “отступлению” ХАМАС и его примирению с израильтянами? Где призывы к ХАМАС немедленно выдать всех заложников и сдаться или объявить о прекращении огня?», - сказала она.

Форум

XS
SM
MD
LG