Линки доступности

Израиль и сектор Газа: куда двигаться дальше?


Заложники, похищенные боевиками ХАМАС во время нападения на Израиль 7 октября, переданы Международному Красному Кресту в рамках обмена заложниками между ХАМАС и Израилем на фоне прекращения огня в секторе Газа, 29 ноября 2023 года.
Заложники, похищенные боевиками ХАМАС во время нападения на Израиль 7 октября, переданы Международному Красному Кресту в рамках обмена заложниками между ХАМАС и Израилем на фоне прекращения огня в секторе Газа, 29 ноября 2023 года.

Эксперты - о путях выхода из кризиса

Временное прекращение огня между Израилем и ХАМАС (организацией, признанной в США террористической - прим. ред.) прекращено, в то время как кризис на Ближнем Востоке - в Израиле и секторе Газа - длится уже почти два месяца.

Становится очевидным, что сегодняшняя война отличается от предыдущих тем, что она трансформирует израильское и палестинское общества и их подходы к многолетнему конфликту.

Центр ближневосточной политики вашингтонского института Брукингса пригласил на дискуссию бывшего премьер-министра Палестинской администрации Салама Файяда, занимавшего эту должность с 2007 по 2013 год (Salam Fayyad, Distinguished Fellow - Foreign Policy) и бывшего посла Израиля в США Итамара Рабиновича (Itamar Rabinovich, Distinguished Fellow - Foreign Policy), а также Натана Сакса, директора Центра ближневосточной политики института Брукингса (Natan Sachs, Director - Center for Middle East Policy, Senior Fellow - Foreign Policy, Center for Middle East Policy), чтобы обсудить пути выхода из сложившегося кризиса.

Каковы настроения внутри Израиля?

Итамар Рабинович, который в настоящее время является профессором и почетным президентом Тель-Авивского университета, отметил, что «настроения израильтян противоречивы».

«С одной стороны, истории об освобождении заложников, об их возвращении домой и воссоединении с семьями очаровывают всех, однако это временное явление в общественном мнении, - заявил он. - С другой стороны, остается существенное беспокойство перед неизвестностью будущего, которое испытывают многие израильтяне».

Рабинович подчеркнул, что «перемирие распространялось и на Ливан, однако возобновление боевых действий в секторе Газа может означать, что к ним присоединится ”Хезболла”».

«И даже когда, будем надеяться, выход из нынешней войны в Газе будет найден, в Израиле продолжится борьба - политическая. Согласно опросам общественного мнения, народ проголосует за оппозицию, и правительство будет заменено. И тогда, могут наступить трудные для Нетаньяху дни, хотя я, конечно, хотел бы дать премьер-министру презумпцию невиновности по той причине, что он сейчас приносит пользу стране, однако никто не знает как сложится ситуация».

Что гуманитарная пауза означала для палестинцев, как в секторе Газа, так и на Западном Берегу?

Бывший премьер-министр Палестинской автономии Салам Файяд, который является также приглашенным старшим научным сотрудником Школы общественного мнения и международных отношений Принстонского университета, описал настроения в палестинской среде, как «полные надежд, что эта гуманитарные паузы будут возобновлены и продолжатся как можно дольше».

Файяд рассказал, что «сектору Газа ежедневно требуется около 800 грузовиков с гуманитарной помощью, а к настоящему моменту, по его данным, прибыло всего 200, и только совсем небольшая часть из них отправилась в северную часть сектора Газа».

«На карту поставлены тысячи жизней, - заявил он, - А положительный результат пока не просматривается, если говорить о амбициозной цели, поставленной Израилем - полностью искоренить ХАМАС».

Чего стремятся достичь в настоящий момент Соединенные Штаты?

Эксперт по внешней политике Израиля Натан Сакс обратил внимание на «противоречивость тактических целей американской администрации в регионе».

«С одной стороны, это - срочное возвращение к статус-кво до 7 октября, с последующим “удалением” ХАМАС из сектора, а с другой стороны, необходимость ведения боевых действий против террористов в соответствии с международным правом, - сказал он. - Как вы знаете, Израиль не сразу вступил в бой, что отчасти было связано с давлением администрации США с требованием показать план, который мог бы лучше убедить американцев в том, что Израиль осознает то, что он планирует делать».

Эксперт рассказал, что Израиль «частично достиг своих целей на севере сектора Газа, однако теперь огромное количество людей переместилось на юг территории, и пока не ясно, как следует действовать там».

При этом, Сакс отметил «большой политический успех американской администрации в противостоянии и сдерживании поддерживаемых Ираном ополченцев в Сирии и Ираке».

«Если бы им удалось раскачать ситуацию, мир стал бы свидетелем конфликта, который затмил бы происходящий», - заявил Сакс.

Каковы будут следующие цели израильтян, когда они развернутся в сторону юга сектора Газа?

Итамар Рабинович считает, что «израильское правительство установило слишком высокую планку, заявив о полной ликвидации ХАМАС как военной и политической силы».

«Этого очень трудно достичь. ХАМАС потерпел серьезное поражение, но он все еще стоит на ногах, и там, на юге сектора, где вести войну будет особенно сложно, находится около двух третей его вооруженных сил. Некоторые военные планировщики в Израиле полагают, что у них есть месяц или год, чтобы выполнить задачу. Возможно, они ошибаются, - предположил Рабинович, - к тому же, израильское правительство отказывается вести переговоры. Ну, предположим, что цель достигнута, и группировки ХАМАС нет, что будет с сектором Газа? Израиль ведь не хочет оставаться и управлять сектором».

Бывший посол считает, что «единственным реальным вариантом является возвращение в сектор представителей Палестинской автономии, которые были изгнаны группировкой ХАМАС в 2007 году»

«Во-первых, если Палестинская администрация докажет, что она хорошо справляется с управлением сектора Газа, ее ценность как партнера по мирным переговорам резко возрастет в глазах израильской общественности, - заявил Рабинович. - Во-вторых, это станет шагом к возвращению в повестку переговоров идеи “двух государств”. В-третьих, все это может стать базой для построения слаженного эффективного регионального альянса прагматичных государств, ориентированных на союзничество с США для противостояния “иранской оси”, и стоящих за ней России и КНР».

Итамар Рабинович предложил определить происходящую войну как «первую ирано-израильскую».

«Иранцы очень эффективны и очень циничны, - подчеркнул он, - Они готовы сражаться до последнего палестинца и до последнего ливанца с Израилем, но они не хотят приносить в жертву ни иранских солдат, ни отдельных людей. Этой позиции необходимо положить конец, и ответом может быть только эффективный альянс народов Израиля и Палестины под руководством Америки. Идея ухода США с Ближнего Востока - нереальна. Образовавшийся “силовой вакуум” тут же заполнится другими игроками».

Каковы перспективы и вероятные механизмы распространения управления Палестинской администрации на сектор Газа?

Салам Файяд отметил, что «для начала необходимо полностью демилитаризировать и разоружить сектор Газа».

«В Газе существовало практически всё, кроме современных ракет, включая туннели, всевозможное оружие и оборонительные средства, - пояснил бывший палестинский премьер-министр, подчеркнув, что, по его мнению, «Израиль не сможет полностью уничтожить ХАМАС даже уничтожив все оружие».

«Для перемен в секторе будет необходим некий “новый личный авторитет”, - заявил Файяд. - И для меня никогда не стоял вопрос, желает ли руководство Палестинской автономии (ПА) это сделать, даже если бы оно было готово это сделать. Для меня актуальным был и остается вопрос, сможет ли оно это сделать. Так вот теперь, когда руководство ПА официально заявило, что готово на это, встает новый вопрос, что оно сделает прямо сейчас для для управления делами в Газе после всех смертей и разрушений этой войны, не говоря уже о собственных проблемах, с которыми ему приходится бороться на Западном берегу».

Файяд настаивает на том, чтобы «перемирие было продолжено», чтобы у «будущей власти была возможность настроить себя политически, наделив себя полномочиями, чтобы иметь возможность взять на себя эту ответственность».

Палестинский чиновник объяснил, что «речь идет не о технической или административной стороне, а о политической жизнеспособности, об ответственной решимости подхватить власть в секторе».

Технически же, по мнению Файяда, «речь пойдет о расширении Организации освобождения Палестины (ООП)», о включении в нее «фракций и политических сил, не представленных в этом органе».

Например, по мнению палестинского чиновника, «важно включить в политическую жизнь большое количество молодежи сектора Газа».

Натан Сакс выразил неуверенность, что это получится.

«Группировке ХАМАС раньше в секторе противостояла широкая оппозиция, - напомнил он, - американцы также думали о том, как Палестинская автономия будет править в секторе. Однако проблема в том, что силы Палестинской автономии все время оказывались отвлечены на серьезные кризисы, происходящие у них внутри - на Западном берегу. ПА испытывает недостаток доверия. В результате, получается, что на сегодняшний день, кроме израильтян, нет никого, кто мог бы управлять сектором».

Салам Файяд предположил, что «в таком случае угроза новой интифады резко возрастет», что может «обернуться для всех вовлеченных сторон настоящей катастрофой».

«Еще и по этой причине режим прекращения огня так важен», убежден палестинец.

Существуют ли какие-либо иные миротворческие силы для урегулирования ситуации в регионе?

Итамар Рабинович напомнил, что «миротворчество может быть эффективным в условиях мира».

«Однако, когда мир не установлен, и так называемые миротворцы дислоцируются именно для разделения боевых сил, они не очень эффективны, - объяснил он, - Я также сомневаюсь, что страны, будь то арабские, или европейские, захотят отправить своих солдат в опасное место».

Натан Сакс полагает, что следует вспомнить о пунктах Соглашений Авраама (серии договоров о нормализации отношений между Израилем и арабскими государствами, подписанных в 2020—2021 годах - прим. ред.) и привлечь к переговорам Саудовскую Аравию.

С этой идеей в целом согласен Итамар Рабинович.

«Во-первых, мне бы тоже очень хотелось не возобновления войны, а практических решений, хотя, если нынешнее израильское правительство не даст военный отпор ХАМАС, это окажется для них политическим самоубийством. Во-вторых, реальная опасность для Израиля исходит не от палестинцев, а от Ирана. В результате, если необходимо, чтобы настроение израильской общественности перешло в состояние, позволяющее действовать не только военными методами, а продвигаться вперед, используя дипломатию и политические международные решения, должна появится формула, позволяющая региону и миру справиться с иранскими угрозами», - заявил в заключении бывший посол Израиля в США.

Форум

XS
SM
MD
LG