Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад преуменьшает факт существования напряженности между Тегераном и Москвой в интервью, которое он дал ливанскому телевизионному каналу LBC в субботу. Комментарии Ахмадинежада появились после того, как президент России Дмитрий Медведев выступил с предупреждением, что иранское руководство должно «прислушиваться к голосу международного сообщества», в противном случае – Тегеран ожидают новые санкции.
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад приуменьшил значение предупреждения в адрес Тегерана, с которым выступил в субботу президент России Дмитрий Медведев: прекратить «тиражирование безответственного поведения» в отношении своей ядерной программы.
Президента Ирана заявил журналистам ливанского телеканала LBC, что «напряженность между Ираном и Россией существует, но что российские политики ведут себя осторожно, учитывая национальные интересы своей страны». Россия поддерживает тесные связи с Ираном и иранской ядерной программой, участвуя в строительстве иранской атомной электростанции в Бушере.
В субботу утром во время совместной с канцлером ФРГ Ангелой Меркель пресс-конференции в замке Мезеберг под Берлином президент Медведев дал понять, что существуют международные договоренности по новым санкциям против Ирана и что иранским лидерам следует начать прислушиваться к предупреждениям международного сообщества.
Президент Медведев заявил, что никто не хочет санкций, но в некоторых случаях санкции приходится вводить. Он отметил, что были достигнуты договоренности по санкциям против Ирана. Но президент Медведев, тем не менее, настойчиво призвал иранских лидеров прислушаться к международному сообществу и прекратить безответственное поведение. Только таким путем, подчеркнул президент России, можно найти решение трудных проблем.
Россия в прошлом не соглашалась на введение санкций против Ирана, являющегося ее торговым партнером.
Россия, вместе с США, Великобританией, Францией и Китаем, является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, обладающих правом «вето». Для утверждения Совбезом ООН нового пакета санкций против Тегерана необходима поддержка и России, и Китая. Белый дом заявляет, что новые санкции против Ирана могут быть одобрены уже на следующей неделе.
В пятницу министр иностранных дел России Сергей Лавров указал, что готовящийся новый пакет санкций против Ирана не будет включать в себя так называемых «парализующих санкций» - таким образом, экономические связи и интересы России и Китая в Иране не пострадают.
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад недавно открыто критиковал Россию, выразив недовольство тем, что Москва, как выразился иранский лидер, «встала на сторону тех, кто был нашими врагами на протяжении 30 лет»
Эксперт по Ирану Алекс Ватанка из аналитической организации Janes' Islamic Affairs Analyst заявил, что критика поведения Ирана, высказанная президентом России Дмитрием Медведевым в субботу, является самой резкой за все время и что иранское руководство не может больше ее игнорировать: «Ближайший партнер Тегерана, страна, которая с 1995 года занимается строительством иранской атомной электростанции в Бушере, заявляет, что иранская ядерная программа недостаточно транспарентна… Я думаю, что такой резкой критики в адрес Ирана из Москвы еще не было. Иранцы не смогут преуменьшить важность этого события»
Алекс Ватанка говорит, что Тегеран приходит к осознанию того, что ни Китай, ни Россия не помогут Ирану избежать введения новых санкций. Ватанка подчеркивает, что Иран даже сделал недвусмысленные реверансы в сторону Тайваня, чтобы выразить свое неудовлетворение действиями Китая, проявившего готовность согласиться на введение новых санкций против Ирана.
«Интересно, что Иран исторически игнорировал Тайвань, а примерно в мае этого года мы стали свидетелями того, что иранцы начали заигрывать с Тайванем, попросив разрешения открыть свое представительство на острове. Дело в том, что иранцы и Китаю не доверяют, и хотят оказать давление на Пекин. Короче говоря, у иранцев в Совбезе ООН есть по существу два ненадежных партнера и это должно стать для Ирана тревожным звонком», – заявил Алекс Ватанка.
Высокопоставленные американские представители заявляют, что они продвигают пакет новых санкций против Ирана, несмотря на явное сопротивление двух непостоянных членов Совета Безопасности ООН – Бразилии и Турции. Обе эти страны выступили в качестве посредников, когда в мае была предпринята последняя отчаянная попытка избежать санкций против Ирана: тогда были достигнуты договоренности с Тегераном об обмене низкообогащенного иранского урана на урановое топливо для иранского исследовательского реактора.