Линки доступности

По итогам войны – спустя пять лет


Директор Кавказского проекта Международной группы по кризисам о взаимоотношениях Сухуми, Цхинвали, Тбилиси и Москвы

Спустя пять лет после российско-грузинской войны директор Кавказского проекта Международной группы по кризисам (МГК, International Crisis Group - ICG) Лоуренс Шитс рассказал «Голосу Америки» о ситуации на отколовшихся от Грузии территориях, взаимоотношениях Цхинвали и Сухуми с Москвой и результатах диалога с РФ, начатого новым правительством Грузии. МГК является одной из немногих международных НПО с офисом в регионе, представители которого собирают данные для своих исследований на месте, в том числе - путем непосредственных визитов в Сухуми и Цхинвали.

Диалог Грузии с РФ

По мнению Лоуренса Шитса, отношения Грузии с Россией являются «решающим фактором» в том, как будут развиваться вопросы относительно Южной Осетии и Абхазии. Эксперт подтвердил, что со стороны новых властей Грузии действительно предпринимаются попытки наладить отношения с Россией, а также попытки найти общий язык «по элементарным вопросам» с абхазами и югоосетинами. Тем не менее, по словам Лоуренса Шитса, «пока налицо очень мало результатов».

По мнению эксперта, отношения между странами «улучшились в мелких аспектах». Даже в плане возобновления поставок грузинской продукции на российский рынок, Шитс считает, что «процесс идет достаточно медленно». В данном контексте представитель МГК обратил внимание на критические заявления главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко и на то, что, несмотря на инициированный Грузией диалог с РФ, российские военные начали переносить административную границу с Цхинвальским регионом вглубь территории подконтрольной Тбилиси.

Напомним, после снятия эмбарго на грузинские продукты, Онищенко неоднократно критиковал их качество. Так, выступая на пресс-конференции 31-го мая, он заявил, что грузины «переводят» виноград, делая из него вино. Также в начале июня Миссия наблюдателей ЕС подтвердила заявление грузинской стороны по поводу установки российскими пограничниками заграждений из колючей проволоки на 300 метров вглубь территории, находящейся под контролем Тбилиси.

«Принципиальные подходы»

«Пойдя на попытку существенно улучшить отношения с РФ при отсутствии дипломатических отношений, новые власти Грузии пошли на определенный политический риск. Возникает вопрос - если отношения между РФ и Грузией зависят только от личностей и личной неприязни президентов Саакашвили и Путина, тогда попытка улучшить отношения со стороны премьера Грузии Бидзины Иванишвили должна была принести больше результатов, чем то, что налицо на сегодняшний день. Но если действительно для России существуют какие-то красные линии, которые даже не подлежат обсуждению, это касается хотя бы присоединения Грузии к НАТО, у новых властей могут появится те же самые проблемы, которые были у правительства Саакашвили», - пояснил Лоуренс Шитс.

Примечательно, что премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили ранее высказал разочарование по поводу позиции РФ по отношению Грузии. Премьер несколько раз подчеркивал, что после смены власти Тбилиси предпринял ряд шагов для нормализации отношений, в результате чего стало возможным восстановление торговых, экономических и культурных связей между странами. Соответственно, заявлял премьер, он рассчитывал на «другое отношение» со стороны Москвы.

«То, что происходит, очень неприятно, и, по правде говоря, непонятно, так как я думал, что между новыми властями и Россией будут развиваться другие отношения. Мы ничего не жалели для урегулирования ситуации. Для меня все это очень неожиданно», – заявил Иванишвили в мае.

По мнению директора Кавказского проекта МГК, причина негибкости Москвы, скорее всего, кроится в «принципиальных подходах» нынешнего правительства РФ, нежели в том, кто возглавляет Грузию. В данной связи Лоуренс Шитс привел примеры развития отношений России с Арменией и Сухумскими властями. Эксперт напомнил, что Россия и Армения подписали новое соглашение о военном сотрудничестве, но в то же время, Шитс отметил что за официальными заявлениями, настроения среди армянских политических аналитиков и оппозиции «далеко не приподнятые». В частности, по словам представителя МГК, в Армении существует «абсолютное недоумение» по поводу того что, будучи стратегическим партнером, Россия все же подняла для Армении цены на газ, что, в свою очередь, увеличило различные тарифы и создало в стране предпосылки для инфляции.

Эксперт также указал на растущее напряжение между Сухуми и Москвой, это касается трений касательно приобретения гражданами РФ собственности в Абхазии, а также возвращения потерянного в результате войны имущества лицам имеющим гражданство РФ. Помимо этого в Сухуми недовольны территориальными претензиями Москвы в связи с приграничным абхазским селом Аигба, укомплектованием пограничных сил преимущественно российским составом, сокращением, по сравнению с предыдущим годом, финансовой помощи, а также тем, что Русская Православная Церковь до сих пор сохраняет юрисдикцию Грузинской церкви в Абхазии и Южной Осетии.

«Эти примеры показывают, что для Москвы быть лучшим стратегическим союзником и партнером, видимо, далеко недостаточно. Интересно, что армянское правительство заявило, что имеет намерения начать более активные отношения с ЕС, включая подготовку к подписанию соглашения о свободной торговле. Это неприемлемо для российской внешней политики несмотря на то, что Армения официальный союзник России. Так что существенно улучшить отношения с официальной Москвой для Грузии, с её прозападным курсом и отсутствием дипотношений с РФ будет куда сложнее», - сказал директор Кавказского проекта МГК в интервью.

«Нулевая самостоятельность»

Лоуренс Шитс считает «преждевременными» разговоры о возвращении Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии. Одновременно Шитс отметил «качественные» различия между ситуациями в Южной Осетии и Абхазии. В частности, по словам эксперта для населения Цхинвальского региона, которое составляет приблизительно 20-30 тысяч человек, этнический фактор имеет меньшую актуальность, чем в Абхазии. В частности, по словам представителя МГК, подавляющее большинство осетин связано родственными узами с грузинами, по сей день очень много людей в Южной Осетии владеют грузинским языком, а также данный регион территориально находится очень близко от Тбилиси, что до войны способствовало развитию активных торгово-экономических связей и постоянному контакту между людьми.

Однако после войны, по словам Шитса, реальный уровень возможностей принимать самостоятельные решения для Цхинвали, резко уменьшился. Эксперт привел пример президентских выборов в Южной Осетии в феврале 2012 года. Тогда, по неофициальным результатам голосования, кандидат от оппозиции Алла Джиоева значительно опередила своего соперника Анатолия Бибилова, которого поддерживал Кремль. Власти отменили результаты голосования и лишили Джиоеву возможности участвовать в новых выборах.

Более того, за день до того как Джиоева заявила что проведет собственную инаугурацию, так как власти отказывались признать её «законным президентом», представители правохранительных органов вошли в ее штаб, чтобы попытаться допросить ее «в качестве свидетеля». После этого, согласно официальной информации, Алла Джиоева была госпитализирована с гипертоническим кризом.

«У Джиоевой до выборов не было намерений вести политику отличающуюся от политики ставленника Кремля, но она не должна была стать кандидатом. Пока она была в больнице с ней невозможно было общаться, но сейчас она находится в правительстве и говорит абсолютно другие вещи, так что уровень самостоятельности в Южной Осетии нулевой», - отметил Лоуренс Шитс. В то же время эксперт считает, что все это не означает, что грузинские власти не должны попытаться разговаривать с этими людьми по другим, хотя бы неофициальным каналам.

«Страхи» и реальность

Что касается Абхазии, говорит представитель МГК, там ситуация «гораздо сложнее». Помимо возросшего напряжения с Москвой по ряду вопросов, в Сухуми «боятся» ассимиляции с русскими в той же мере, как и боятся возможного возвращения грузинских беженцев. Согласно официальной статистике, на данном этапе этнические абхазы составляют 50% населения Абхазии.

«В Сухуми боятся, что если вернутся грузины, они опять окажутся в крайнем меньшинстве. Tак что вопрос о возвращении грузинских беженцев сейчас сложно даже обсуждать в официальных дискуссиях», - рассказал Лоуренс Шитс.

Шитс также напомнил, что, пытаясь увеличить количество этнических абхазов, недавно на жительство в Абхазию приехали 500 человек из Сирии, хотя в то же время из Турции, где находится самая многочисленная диаспора абхазов, по словам эксперта, за двадцать лет в Абхазию переехали меньше тысячи людей. «Этническим абхазам из Сирии пока конечно лучше жить в Абхазии, чем в условиях гражданской войны на родине. Чего нельзя сказать о диаспоре в Турции», - отметил представитель МГК.

По словам Шитса, ситуацию также усложняет и то, что тогда как подавляющее большинство абхазов хотят независимости, армяне - другая наибольшая этническая группа проживающая в Абхазии - согласно недавнему опросу одного из НПО, «не против» вхождения Абхазии в состав России. Помимо этого, добавил эксперт, в регионе существует опасность распространения радикального исламского фундаментализма. «Количество молодых абхазов, которые могут быть к этому склонены - около 15 тысяч, и в определенных кругах в Сухуми есть опасения, что под влиянием радикалов из Северного Кавказа в Абхазии не исключено распространение исламского фундаментализма», - сказал представитель МГК.

Примечательно, что опираясь на источники из абхазских аналитических кругов, авторы доклада МГК за апрель утверждают, что как раз по данной причине президент Абхазии Александр Анкваб противится строительству через Кавказский хребет прямой дороги, связывающей Абхазию с Северным Кавказам. Официально Сухуми утверждает, что опасается за экологические последствия, которые вызовет данное строительство. В то же время, президент РФ Владимир Путин открыто поддерживает этот проект.

Лоуренс Шитс убежден, что, учитывая все существующие сложности и преимущественно вопрос беженцев, на данном этапе «трудно представить» не только воссоединение, но даже существование конфедерации Абхазии с Грузией. Более того, существование хотя бы добрососедских отношений, по мнению эксперта, скорее всего больше имело бы «формальный» характер. «Хотя вопрос возвращения грузинских беженцев - это принципиальный вопрос.
Они должны получить право вернуться в свои дома», - считает Шитс.

В то же время, эксперт уверен, что решить проблему беженцев, также и как ряд других вопросов между Тбилиси и Сухуми, нельзя без российского участия, учитывая что у РФ на территории Абхазии многочисленные военные базы, а также и то, что абхазский бюджет преимущественно состоит из финансовых поступлений из РФ.

«Решить эту проблему без России невозможно, в то же время есть этнические моменты, которые в долгосрочной перспективе можно наладить тщательной работой», - резюмировал Лоуренс Шитс.
XS
SM
MD
LG