МОСКВА - В последнее время положение с правами человека в России значительно ухудшилось, а продуктивно контактировать с российскими властными структурами по этому вопросу стало сложнее. Об этом заявил исполнительный директор международной правозащитной организации Human Rights Watch Кеннет Рот в четверг, 4 декабря, в ходе своего визита в Москву.
Кеннету Роту есть с чем сравнивать. В последний раз он приезжал в столицу России почти десять лет назад, в мае 2004 года
«На сегодняшний момент наше взаимодействие с российским правительством в области прав человека нельзя охарактеризовать как удовлетворительное», – констатировал он, отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки».
По его словам, ситуация в этой сфере изменилась в России «до неузнаваемости»: «С начала 2000-х годов многие в России испытывали опасения в связи с усилением давления на оппонентов власти, но сегодня вопрос стоит уже о наступлении эпохи жесткого авторитаризма».
Ухудшение в области прав и свобод он напрямую связывает с возвращением в Кремль Владимира Путина. При этом, как считает руководитель Хьюман Райтс Вотч, основной удар властей направлен на критиков власти.
«Едва ли не больше всего пострадали независимые правозащитные группы, которых правительство для начала завалило удушающими бюрократическими требованиями, а в последние два года пытается навесить на них ярлык “иностранных агентов”, то есть “пятой колонны”, если они получают зарубежное финансирование, – продолжил он. – Несколько организаций уже были вынуждены закрыться, другие продолжают бороться за выживание».
По данным Кеннета Рота, 17 российских НКО принудительно внесены в реестр иностранных агентов, а еще десятки не вылезают из судов, оспаривая претензии Генпрокуратуры и Министерства Юстиции РФ.
«Мы серьезно озабочены этой атакой на основные элементы гражданского общества в России, - сказал он. – Ни в одной стране мира нет практики наклеивания ярлыка “иностранный агент” на правозащитные организации».
Ситуацию, которая сложила вокруг общества «Мемориал», Рот назвал «непостижимой»: «То, что “Мемориал” оказался объектом атаки, стало лакмусовой бумагой для оценки положения с правами в РФ. Это говорит о настоящих намерениях Кремля».
Исполнительный директор Хьюман Райтс Вотч также особо подчеркнул, что в России продолжается наступление на свободу слова и прессы.
«Зачистив телеэфир от независимых критических голосов, власти теперь неуклонно сужают жизненное пространство для неугодных онлайновых СМИ и социальных сетей, задействуя целый комплекс законодательных и неформальных мер давления, – говорит он. – Очередным ударом по оставшимся независимым СМИ стало законодательное ограничение доли иностранного участия».
Напомним, что недавно Государственная дума сразу во втором и третьем чтениях приняла законопроект, ограничивающий долю зарубежных акционеров в средствах массовой информации до 20%.
Кроме этого, Кеннет Рот подверг критике и ряд других законов, получивших в нынешнем году зеленую дорогу в России, в частности закон об ответственности за «гей-пропаганду», переросший в федеральный запрет на «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений» среди несовершеннолетних.
«Обсуждение и принятие гомофобного федерального закона сопровождалось эскалацией насилия против представителей ЛГБТ-сообщества», – резюмировал он.
Также Кеннет Рот осудил судебный процесс по так называемому «Болотному делу», в результате которого к различным срокам заключения были приговорены ни в чем неповинные люди. По его убеждению, этот процесс в первую очередь призван запугать участников протестного движения и подавить на корню всякое проявление свободомыслия.
«Мы внимательно следили за ним и считаем, что это сфабрикованное дело является показательным с точки зрения внимания того, как власти относятся к массовым гражданским демонстрациям. Это такое предупреждение всем тем, кто не согласен с официальной политикой», – заключил он.
Руководитель Хьюман Райтс Вотч проинформировал, что в его ближайшие планы в Москве входит встреча с представителями российского правительства.
«Надеемся на их положительную реакцию относительно того, что мы будем говорить о притеснении гражданских свобод, которое наблюдается сегодня в России. И, естественно, хотим узнать, намерено ли правительство предпринять реальные шаги по исправлению ситуации», – резюмировал он.