Линки доступности

Жителям Южной Осетии разрешили лечиться в Грузии


На де-факто границе, отделяющей Грузию от оккупированной Южной Осетии.
На де-факто границе, отделяющей Грузию от оккупированной Южной Осетии.

Решение касается только тяжелобольных, проживающих в Ахалгорском районе и имеющих грузинский паспорт

Сепаратистские власти Южной Осетии разрешили жителям Ахалгорского района, населенного преимущественно этническими грузинами, лечиться за пределами оккупированного региона. Это решение касается «нуждающихся в медицинской неотложной или высокотехнологичной помощи» граждан, и не распространяется на тех лиц, которые имеют так называемое югоосетинское гражданство или же российское гражданство.

Часть жителей в оккупированном Цхинвальском регионе восприняли данное ограничение несправедливым, включая депутата местного парламента Роланда Келехсаева, который заявил, что «пункт пропуска создавали... для людей не по национальному признаку и не по гражданству, а по географическому, то есть по месту проживания».

«Да, у нас сейчас сложный период на границе, но если мы что-то разрешаем одним, мы то же самое должны разрешить и другим», – заявил Келехсаев местным СМИ.

Переходные пункты и изоляция

Дело в том, что в течение последних трех месяцев закрыты два переходных пункта на разделительной линии. В результате, население оккупированного региона, которое обычно лечится, закупает продукты и медикаменты на территории, контролируемой Тбилиси, оказалось в полной изоляции. Так, ранее, не получив квалифицированную медицинскую помощь в Цхинвальской больнице после отказа местных властей отпустить её на лечение в Тбилиси, умерла жительница Ахалгори Марго Мартишвили.

Оказание помощи пациентке, которой не позволили лечиться в Тбилиси, является одной из предполагаемых причин, по которой в Ахалгорский район поехал известный грузинский врач, председатель грузинского Союза травматологов-ортопедов Важа Гаприндашвили. В результате его задержали сепаратисты и поместили в тюрьму в Цхинвали, где он находится уже около месяца. Незаконное задержание Важи Гаприндашвили обсуждалось 19 ноября в Совете Безопасности ООН, а врачи по всей Грузии дважды провели «акцию белых халатов» с требованием незамедлительно освободить врача из под стражи. Посольства Великобритании, Германии и США в Грузии распространили заявления с аналогичным требованием.

Напомним, что в результате российско-грузинской войны, Россия в 2008 году признала независимость двух грузинских регионов – Абхазии и Южной Осетии – и перебросила дополнительные войска и вооружения на свои военные базы на данных территориях. Все государства мира – за исключением Венесуэлы, Никарагуа, Науру и Сирия – признают эти регионы территорией Грузии, оккупированной Россией.

Жест и интерпретации

Руководитель Центра изучения вопросов безопасности и международных отношений Ника Читадзе считает, что решение Цхинвали возобновить пропуск тяжелобольных на грузинскую территорию было принято под давлением России. Говоря о целях данного решения, эксперт не исключает, что это может быть попытка оккупационного режима «показать гуманное лицо» после истории с задержанием врача Важи Гаприндашвили, которая имела громкий негативный резонанс. Одновременно Читадзе рассматривает и другие варианты: Россия пытается вести политический торг с Тбилиси, и потребует что-то взамен, а также то, что в Москве не заинтересованы в приходе к власти в Грузии оппозиционных сил. Как утверждает Читадзе, правящая «Грузинская мечта» больше считается с Россией, чем к примеру, основные оппозиционные силы, включая партию экс-президента Михаила Саакашвили. Соответственно, так называемый жест оккупационного режима, на фоне текущего острого политического противостояния грузинской власти и оппозиции, может быть воспринят как шаг со стороны Кремля в пользу правящей Грузией силы.

«Цена свободы»

Эксперт Гия Хухашвили считает, что решение оккупационного режима разрешить людям лечиться не содержит «серьезного риска» для оккупантов. Хухашвили напомнил, что согласно статистике, до сентября этого года переходные пункты ежедневно пересекали около 400 человек в день.

«В данном решении долгосрочные системные перспективы не просматриваются. Это попытка показать цивилизованное лицо и перекрыть события, связанные с Важей Гаприндашвили», – отметил эксперт в интервью с Русской службой «Голоса Америки».

При этом Хухашвили убежден, что Россия отпустит врача только в результате торга, хотя чего конкретно этот торг будет касаться, – станет известно в скором будущем.

«Не исключаю, что освобождение врача свяжут с открытием в Тбилиси “Центра русского языка и культуры”, в целом – факт, что за освобождение Важи Гаприндашвили Грузию заставят заплатить определенную цену», – резюмировал эксперт.

Примечательно, что ранее, после переговоров в Праге со спецпредставителем премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с Россией Зурабом Абашидзе, российский сенатор Григорий Карасин сообщил СМИ, что при Российском визовом центре в Тбилиси в декабре откроется “Центр русского языка и культуры”. Эта информация вызвала негативную реакцию среди грузинской общественности и гражданских активистов, которые утверждают, что под прикрытием этого центра, Россия будет вести пропагандистскую работу, пытаясь повлиять на общественные настроения в стране.




XS
SM
MD
LG