Большинство населения Грузии не отдает предпочтение ни одной из политических партий. Таковы итоги последнего исследования общественного мнения, проведенного в Грузии американской неправительственной организацией – Национальным демократическим институтом (NDI). В частности, 38% опрошенных заявили, что не поддерживают ни одну из политических сил, 29% – назвали правящую «Грузинскую мечту», 10% – «Единое национальное движение» (ЕНД), партию экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, а 4% респодентов заявили, что им ближе всего по взглядам «Альянс патриотов», который оппоненты считают пророссийской партией.
По сравнению с аналогичным опросом, проведенном NDI в ноябре прошлого года спустя приблизительно месяц после парламентских выборов, поддержка правящей партии сократилась на 11%. Так в ноябре 2016-го года 40% респондентов заявили, что считают правящую силу «ближе всего по взглядам». Хотя поддержка партии Саакашвили оказалась неизменной, тогда количество сторонников ЕНД также составило 10%. Интересно, что ноябрьское исследование было проведено до того, как партия Саакашвили официально заявила о своем расколе на две отдельные политические силы. Тем не менее, в последнем опросе NDI политическая сила, лидером которой остается Михаил Саакашвили, сохранила тот же рейтинг одобрения, в то время как другая партия, сформированная из бывших членов ЕНД – «Европейская Грузия», не набрала достаточной поддержки респондентов для того, чтобы попасть в рейтинг NDI.
Примечательно, что в прошлом году по итогам ноябрьского опроса 22% респондентов заявили, что не считают близкой по взглядам ни одну из действующих партий, а 3% тогда выступили в поддержку «Альянса патриотов».
Как заявила своем комментарии СМИ Лора Торнтон, директор тбилисского офиса NDI, результаты исследования демонстрируют то, что население Грузии без энтузиазма относится к политическим партиям и их лидерам.
«Я думаю, что это сигнал не только для власти, но и для политических партий. Необходимо приложить больше усилий для того, чтобы заслужить симпатию населения Грузии», – заявила 15-го мая в свеом комментарии Торнтон.
Развитие и изменения
Согласно итогам исследования NDI, почти равное количество населения Грузии считает, что страна развивается в неправильном направлении – 32% опрошенных, в то время как 33% придерживаются противоположного мнения. Еще почти треть – 31% – считает, что Грузия вообще не меняется.
Одновременно 49% считают, что нынешняя власть осуществляет важные для населения изменения, хотя 48% так не думают.При этом 72% опрошенных считают, что сейчас в Грузии жить лучше, чем 15 лет назад. С этим мнением не согласны 24%.
Церковь и население
Согласно последнему исследованию NDI, в течение года сократился рейтинг доверия к Грузинской православной церкви (ГПЦ), но тем не менее церковь все же превосходит по популярности другие институты. Так, 60% респондентов заявили, что положительно оценивают деятельность ГПЦ. Одновременно, 23% опрошенных оценивают деятельность церкви «средне», а 6% – «плохо». Для сравнения, в марте прошлого года деятельность ГПЦ положительно оценивали 72% участников аналогичного опроса.
Также, как следует из последнего исследования, 67% опрошенных считают, что государство должно контролировать, как тратятся выделенные для церкви деньги из госбюджета, в то время как против выступают 22%.43% участников опроса NDI считают, что государство должно субсидировать грузинскую православную церковь, при этом14% выступают за увеличение этой суммы, 20% – считают, что данная сумма должна быть сокращена, а 8% вообще против того, чтобы церковь получала деньги из бюджета страны.
Примечательно, что в течение последнего года противостояние между некоторыми священнослужителями Грузинской православной церкви приняло открытый характер и стало предметом обсуждения СМИ. Особенно нашумевшим оказалось дело протоиерея Георгия Мамаладзе, который обвиняется в подготовке убийства секретаря-референта Патриархии Грузии Шорены Тетруашвили, «при отягчающих обстоятельствах из корыстных побуждений или по найму с использованием цианида натрия».
Выборы президента
Исследование NDI также содержало вопрос насчет способа выборов президента. 84% опрошенных заявили, что поддерживают непосредственные выборы, а 9% выступили за непрямые выборы.
Примечательно, что в выдвинутом нынешними властями новом проекте Конституции Грузии вместо всенародных выборов предложено избирать президента по итогам голосования специальной коллегии, состоящей из 150 депутатов парламента, а также 150 представителей регионов и муниципальных властей. Что касается полномочий, президент останется главой государства и главнокомандующим, но его власть будет значительно ограничена в плане принятия решений. Исключение будет представлять лишь военное положение.
Грузинские оппозиционные партии не поддерживают предложенное властями конституционное изменение насчет упразднения прямых выборов президента страны, и требуют проведения плебисцита в данной связи. Президент Грузии Георгий Маргвелашвили разделяет мнение оппозиции.
Примечательно, что согласно результатам социологического исследования, проведенного в Грузии в феврале и марте Международным республиканским институтом (IRI) (американской некоммерческой организацией, поддерживающей развитие политических партий, гражданского общества, свободных и справедливых выборов), 92% опрошенных заявили, что президент Грузии должен избираться путем всеобщих прямых выборов, и только 5% респондентов высказались в поддержку инициативы правящей партии упразднить непосредственные выборы президента.
Реакция политиков
Представители грузинской власти и часть оппозиции по-прежнему отказались признавать итоги исследования NDI, заявив СМИ, что в прошлом результаты опросов Национального демократического института «часто были необъективны» и «не подтверждались на выборах». Хотя, как заявил СМИ депутат парламента от правящей силы Мамука Мдинарадзе, «он все же отражает определенные тенденции», в частности то, что у «Грузинской мечты» самый высокий рейтинг по сравнению с другими политическими партиями.
В опросе NDI принимали участие 2 493 человек. Он проводился с 7 по 28 апреля по всей Грузии за исключением оккупированных Абхазии и Цхинвальского региона. Статистическая погрешность опроса составляет 2.7 процентных пункта.