Линки доступности

Бесплатная медицина для жителей оккупированных регионов Грузии: за и против


В Грузии существуют разные мнения по поводу продолжения финансирования лечения жителей Абхазии и Цхинвальского региона

Власти Грузии в 2017-ом году профинансировали лечение 1644 жителей оккупированных Абхазии и Цхинвальского региона, что, согласно официальным данным, обошлось государственном бюджету в сумму, превышающую 4 миллиона лари (приблизительно более полутора млн. долларов США).

В Грузии еще со времен президентства Михаила Саакашвили, в частности с 2010-ого года, действует Государственная программа реферальных услуг, которая предназначена для тех граждан, которые, проживая на оккупированных Россией территориях, не имеют грузинского паспорта или удостоверения личности. В рамках данной программы ведущие клиники страны предоставляют пациентам бесплатные медицинские услуги.

Как сообщает Министерство здравоохранения Грузии, из Абхазии программой за последний год воспользовались 1137 пациента, включая 179 детей, а из Цхинвальского региона – 507 пациента, в том числе 57 детей.

Государственная программа реферальных услуг являются частью государственной стратегии Грузии в отношении Абхазии и Цхинвальского региона, которая подразумевает «вовлеченность путем сотрудничества», и в том числе – обеспечивает доступ к здравоохранению и получению образования. Примечательно, что при необходимости, в неотложных медицинских случаях, государство берет на себя транспортировку пациента в медицинское учреждение.

Абхазские власти неоднократно высказывали неудовольствие в связи с тем, что жители региона пользуются программами бесплатного лечения, а также другими привилегиями, предоставляемыми центральными властями Грузии.

«Неоправданные расходы»

Профессор грузинского Института государственного управления Торнике Шарашенидзе считает, что Государственная программа реферальных услуг не оправдана, и что центральные власти Грузии должны пересмотреть свою стратегию в отношение оккупированных территорий.

Эксперт отметил в интервью Русской службе «Голоса Америки» , что, учитывая то, что в Абхазии реально проживают – «с натяжкой» – где-то 80 тысяч абхазов, не имеющих грузинских паспортов, и что за каждым пациентом, который прошел курс лечения на территории, контролируемой грузинскими властями, «стоят хотя бы четыре человека его или её родственников», по расчетам авторов госстратегии, где-то как минимум, 10% абхазов «должны были уже как-то повернуться в сторону Тбилиси».

«Но это не так. Абхазы массово приезжают за бесплатной и более качественной медицинской помощью в Тбилиси и Зугдиди, но к сожалению, это не влияет на их отношение к идее восстановления территориальной целостности страны», – считает Шарашенидзе.

Политолог говорит, что необходимо упразднить привилегии, которые жителям оккупированных территорий предоставляют центральные власти Грузии, и разработать другую, более эффективную стратегию касательно сепаратистских Абхазии и Цхинвальского региона.

«Какая может быть мотивация у абхаза или осетина с оккупированной территории для получения грузинского паспорта, если и без его наличия они пользуются гораздо большими благами по сравнению с обладателами гражданства Грузии?» – говорит Шарашенидзе.

«Интегрированное общество»

Эксперт Гия Хухашвили, напротив, считает оправданной политику «вовлечения путем сотрудничества», которую проводят грузинские власти. По его словам, граждане Грузии и без того пользуются рядом бесплатных медицинских услуг, и что у них, как у граждан свободной и демократической страны, есть масса преимуществ, которые предоставляет грузинский паспорт, включая безвизовое сообщение со странами Европы.

Что касается абхазов и осетин с оккупированных территорий, которые находятся в изоляции от происходящего в остальных регионах Грузии, то государство должно предпринимать шаги для сохранения связей с ними там, где это возможно, считает он.

Согласно эксперту, так как вопрос оккупации невозможно решить политически, есть определенные сферы, развитие связей в которых будет способствовать «восстановлению единства» в будущем. В частности – это культура, экономические интеграционные проекты и гуманитарное направление.

«Я не считаю, что восстановление единства страны подразумевает только возвращение территорий. Главное – вернуть людей. Может, реферальная программа это небольшая, но все же какая-то основа для начала отсчета в будущем. Ведь в 21-ом веке границы – относительное понятие, и важнее создание интегрированного общества», – отметил Хухашвили в интервью «Голосу Америки».

В конце концов, полагает эксперт, жителям Абхазии и Цхинвальского региона придется сделать выбор. Хухашвили убежден, что человек 21-го века «пойдет туда, где больше свободы и больше благополучия».

«Если Грузия продолжит развиваться и параллельно мы сохраним связи, хотя бы на гуманитарном и культурном уровне, с нашими согражданами с оккупированных территорий, это даст основания для сокращения враждебности и недоверия с их стороны,и, в конечном счете, будет способствовать их возвращению под общий зонт единого государства», – считает Хухашвили.

Напомним, в результате российско-грузинской войны Россия в 2008 году признала независимость двух грузинских регионов – Абхазии и Южной Осетии – и перебросила дополнительные войска и вооружения на свои военные базы на этих территориях. Все государства мира – за исключением Венесуэлы, Никарагуа и Науру – рассматривают эти регионы как территорию Грузии, находящуюся под российской оккупацией.

XS
SM
MD
LG