Воображаемому диалогу двух социально ангажированных американских художников разных поколений посвящена выставка, проходящая в стенах Еврейского музея. В экспозиции музея, расположенного на «музейной миле» Манхэттена, представлены работы двух крупных современных мастеров – Филипа Гастона (Philip Guston) и Трентона Дойла Хэнкока (Trenton Doyle Hancock).
От фигуративности к абстракции
На выставке представлены самые значимые работы Гастона, включая серию сатирических картин о Ку-клукс-клане и о преступной деятельности этой правоэкстремистской организации, и картины Хэнкока на ту же тему, исследующие параллели между этими художниками.
Как подчеркнул на пресс-превью директор Еврейского музея Джеймс Снайдер, выставка помогает понять, как супрематизм (концепция превосходства белой расы) и антисемитизм влияли и продолжают влиять на поколения афроамериканцев и американских евреев.
Как подчеркивается в каталоге, изданном к выставке, Филип Гастон, тяготевший в разные периоды жизни то к социальной ангажированности и фигуративности, то к почти тотальной абстракции, стал со временем одним из самых почитаемых живописцев 20-го века. Он родился в 1913 году в Канаде, в семье еврейских иммигрантов из Одессы. Вскоре после его рождения семья переехала в Лос-Анджелес. Филип начал рисовать уже в юные годы. Профессиональное образование получил в Школе рисования в Кливленде. Особенностью его творческого метода стало неоднократное обращение к уже использованным ранее сюжетным мотивам.
На некоторых картинах и графических листах Гастона можно заметить забавного человечка, своего рода alter-ego живописца, который, с одной стороны, пытается разобраться в своей еврейской идентичности, а, с другой, напоминает о бедах и страданиях афроамериканцев, переживавших сегрегацию и дискриминацию.
Эта амбивалентность особенно ощутима в картине «Студия» (1969), автопортрете Гастона в обличии члена ККК. Пользуясь сегодняшней лексикой, можно сказать, что художник троллит клан, в особенности, напыщенность и секретность, которые сопровождают его ритуалы.
Аватар и alter-ego
Филип Гастон умер в 1980 году, а шестью годами раньше в Оклахома-Сити родился афроамериканец Трентон Дойл Хэнкок. Он вырос в городке Пэрис, штат Техас. Получил степень бакалавра в Техасском университете A & M. Еще подростком рисовал карикатуры для школьной газеты. Получил степень магистра в Школе искусств Тэмпл-университете в Филадельфии. Его увлекали религиозные темы. Он активно работает в самых разных формах, включая гравюры, видео, коллажи и скульптуры. Основное внимание в своем творчестве уделяет мистической концепции борьбы сил Добра и Зла.
Серию картин и графических листов Гастона конца 60-начала 70-х, посвященных KKK, их ритуалам и преступлениям, Хэнкок, по его словам, считает сильнейшими визуальными высказываниями. Он и куратор выставки Ребекка Шайкин включили эту серию в главную секцию экспозиции.
Для Хэнкока работы Гастона служили постоянным источником вдохновения на протяжении по меньшей мере трех десятилетий. Работая в жанре «психоделического комикса», афроамериканец переплетает фрагменты биографии Гастона с собственной генеалогией и рефлексией по поводу деятельности ККК. Хэнкок вводит в художественный контекст своего излюбленного аватара, чернокожего супергероя по имени «Торпедо-бой». На одной из картин расисты пытаются его линчевать, а он отбивается объектом, похожим на арбуз.
«Я влюбился в то, как Гастон преподносит тему (расизма), - пишет в каталоге Хэнкок. – И в то, как он использует комедийность, чтобы лишить паруса ККК попутного ветра. Он помог мне разобраться с моими собственными персонажами». Хэнкок сталкивает своего аватара с альтер-эго Гастона, загадочным клановцем в непременном белом балахоне с капюшоном.
Как считает Ребекка Шайкин, стиль иронического комикса, граничащего с карикатурой, как ничто другое подходит к настроению, с каким оба художника вскрывают застарелые болячки американского социума. Она отметила важность диалога между разными точками зрения на социальную ангажированность искусства и отдельные исторические нарративы. Творчеству Гастона посвящена примерно треть всех экспонатов, остальное выставочное пространства отдано картинам, комиксам и графике Хэнкока.
Символы мщения
Первая секция выставки представляет собой начальный опыт двух художников по отражению самых жестоких проявлений белого супрематизма, а именно, судов Линча. Широко освещавшиеся в прессе одиозные случаи линчевания сильно повлияли как на Гастона, так и на Хэнкока. Характерно, что на некоторых картинах Хэнкока появляется воображаемый персонаж, призрак негра-издольщика, наполовину клановца, наполовину жертвы ККК. Хэнкок не раз обращался к этому сложному и парадоксальному символу мщения, который он изображал в виде автопортрета в белом балахоне, с петлей-удавкой и судейским молотком в руке.
В завершающей секции выставки зрителю предлагают впрямую сравнить два монументальных полотна Гастона и Хэнкока, которые, по мнению куратора, «соединены пуповиной».
По мнению рецензента Эндрю Силоу-Кэрролла с еврейского сайта JTA, на картинах Гастона клановцы в балахонах и с прорезями для глаз больше похожи на безобидных героев детских комиксов, чем на брутальных расистов.
По словам Силоу-Кэрролла, некоторая двойственность возможных интерпретаций имиджей Гастона продолжает сказываться на непростой выставочной судьбе его работ. Эксперты обращают внимание на то, что ряд крупных музеей отложили выставки Гастона, очевидно опасаясь негативной реакции части аудитории. А Музей изобразительных искусств в Бостоне в 2022 году сопроводил выставку брошюрой о психологической травме расизма и позволил посетителям музея по желанию выстроить маршрут посещения выставки так, чтобы обойти галереи с картинами на тему Ку-клукс-клана.
Далеко не все работы Гастона пропитаны сатирой. В ранних картинах он запечатлевал линчевание и сборища клановцев в стиле социального реализма. Вряд ли можно говорить о какой-либо двусмысленности применительно к этим мрачноватым и пугающим сюжетам.
Пожалуй, самым изобличающим расистов и расизм экспонатом можно считать видеоинсталляцию Хэнкока, где сценки ярмарки в родном городке художника Пэрисе перемежаются с шокирующими фотографиями линчевания чернокожего подростка Генри Смита.
Джеймс Снайдер подчеркнул, что эта выставка как никогда актуальна в настоящий момент политической жизни Америки.
«Мы не концентрируемся специально на политических аспектах, - сказал он на пресс-превью, - но если вы задумываетесь о том, что произошло на недавних (президентских) выборах и о путях, куда мы движемся, то эта выставка представляется очень злободневной».
Еврейский музей расположен в историческом особняке, который ранее принадлежал финансисту Феликсу Варбургу. Музей был создан в 1904 году на основе частной коллекции книг и церемониальных предметов иудаизма. В особняк Варбурга он переехал в 1947 году. В 1963 году музей получил во владение прилегающие здания, а в 1993 году был полностью отремонтирован. Сегодня это один из старейших еврейских музеев в мире, где хранятся почти 30 тысяч предметов искусства и религиозных артефактов.
Выставка в Еврейском музее продлится до 30 марта 2025 года.
Форум