В четверг в Питтсбурге главы государств и министры финансов «Большой двадцатки» проведут первый день совещаний, на которых будут обсуждаться неотложные вопросы мировой экономики и политики, в том числе глобальная рецессия, реформа финансового сектора и климатические изменения.
Ожидается также, что лидеры обсудят реформы, которые необходимо провести в МВФ, и роль этой международной организации в оказании помощи странам, пострадавшим в результате глобального экономического кризиса.
Доктор экономических наук Джон Кертон, профессор университета Торонто, директор международной исследовательской группы G-20, которая ведет мониторинг результатов работы «Большой восьмерки» и «Большой двадцатки», сказал «Голосу Америки», что три саммита, состоявшиеся в последние 10 месяцев, доказали свою эффективность в преодолении глобального финансового и экономического кризиса.
«Мобилизация триллиона трехсот миллиардов долларов во время лондонского саммита на оказание помощи в основном развивающимся странам сыграла свою конструктивную роль», – отмечает Джон Кертон.
С 2008 года 19 из 20 членов «Большой двадцатки» пережили экономический спад. Однако, согласно оценке бывшего главного экономиста МВФ Майкла Муссы, со времени апрельского саммита в Лондоне в мировой экономике наблюдаются позитивные тенденции. Мусса ожидает, что в будущем году глобальный экономический рост превысит 4%.
По словам профессора Кертона, президент Обама призовет участников питтсбургского саммита придерживаться курса, направленного на стимулирование экономики, до тех пор, пока не произойдет полное оздоровление частного сектора.
Этот призыв профессор Кертон считает особенно своевременным в связи с отказом нового премьера Японии от ряда мер, призванных создать стимулы развития экономики: «Это может вызвать эффект домино в других странах мира, в частности, в третьей крупнейшей экономике мира Германии, где накануне выборов популярен лозунг финансовой ответственности и бережливости».
То же самое может произойти и в США, где растет недовольство растущим дефицитом федерального бюджета. Подобная экономия средств в данный момент, пока не произошло полного оздоровления экономики, очень опасна, предупреждает профессор Кертон.
Теперь, по словам Джона Кертона, странам G-20 необходимо разработать архитектуру нового мирового порядка, который бы предотвратил повторение экономического кризиса и причин, его породивших, в ближайшие годы:
«В первую очередь им следует договориться о преодолении дисбаланса накопления и потребления. Такие страны как США должны сократить потребительские расходы и создать стимулы для большей финансовой бережливости. С другой стороны, Китаю следует поощрять рост потребления внутри страны, а не рассчитывать на улучшение благосостояния за счет увеличения экспорта в живущую в долг Америку. Эта модель устарела и больше не работает. Питтсбургский саммит выработает пути и принципы новой модели торговых отношений».
За день до открытия саммита «Большой двадцатки» газета «Файнэншл Таймс» сообщила, что китайские госпредприятия в этом месяце начали поставки бензина в Иран. Теперь до трети всего иранского импорта составляет топливо из Китая. «Это, – пишет газета, – угрожает сорвать попытки США перекрыть поступление энергоресурсов, от которых зависит экономика Ирана».
Таким образом, Китай проигнорировал решения международных энергетических компаний, включая ВР и Reliance of India, прекратить продажу бензина Тегерану. «Это, – по мнению газеты, – подчеркивает, насколько трудно вводить санкции, направленные на ограничение ядерных амбиций Ирана».
Кроме того, 23 сентября Россия объявила, что завершила еще одну часть автоматизированной системы контроля на атомной электростанции в Бушере. Это объявление было приурочено ко дню встречи президентов Обамы и Медведева в Нью-Йорке, где главной темой переговоров был Иран. Президент России заявил о готовности поддержать предложения США по ужесточению санкций против Тегерана.
Доктор экономических наук Джон Кертон, профессор университета Торонто, директор международной исследовательской группы G-20,считает, что и Россия, и Китай, делая столь противоречивые шаги по отношению к Ирану, таким образом, хотят продемонстрировать свою значимость и уменьшить влияние США на мировой арене.
Однако, по наблюдениям профессора Кертона,
президента Обаму это не смущает: «Американская администрация сделала достаточно для того, чтобы заинтересовать и Китай, и Россию в поддержке своих инициатив по отношению к Ирану».
«После того, как президент Обама объявил об изменении планов размещения ракетного щита в Европе, в отношениях между США и Россией открылась новая страница. Это, в частности, будет способствовать успешному решению широкого круга вопросов,
внесенных в повестку саммита «Большой двадцатки» в
Питтсбурге», – считает Джон Кертон.
Его оптимизм разделяют далеко не все. В исследовании, проведенном лондонским Центром исследований экономической политики, отмечается, что «в среднем, каждые три дня один из членов G-20 нарушает свои анти-протекционисткие обязательства». Со времени вашингтонского саммита в ноябре прошлого года страны «Большой двадцатки» ввели около ста торговых ограничений. Одним из последних стал 35-процентный тариф, объявленный США в связи с резким ростом импорта автошин китайского производства.
«Это может стать реальной проблемой для системы мировой торговли и усилить разногласия между крупнейшими экономиками мира», – предупредил незадолго до начала работы саммита в Питтсбурге Фред Бергстен, директор Института международной экономики имени Петерсона.